Подборка интересных фактов об обрядах и обычаях русской бани

Подборка интересных фактов об обрядах и обычаях русской бани

Казалось бы, баня – что может быть обыденнее? Испокон веков жители нашей страны регулярно посещают это место: парятся, моются, общаются с друзьями. Но далеко не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь баня – это не только отдельное строение для водных процедур, здесь в старину проводили магические ритуалы, совершали жертвоприношения духам, даже казнили людей. Рождение человека, вступление в брак и похоронные ритуалы – все это напрямую связано с баней.

Языческое святилище

Для язычников любое место, в котором сходятся все четыре природные стихии – огонь, вода, земля и воздух – является особенным. Издревле на Руси бани исполняли роль семейных святилищ, их почитали как место, где мир живых (явь) встречается с миром мертвых (навь). Считалось, что здесь обитают духи покойных предков.

Далеко не случайно сказочная Баба Яга должна добра молодца сначала выпарить в бане, а уж потом расспрашивать. Ведь именно через ритуальное омовение совершается переход человека из яви в навь.

Исследователь старинных традиций Андрей Дачник в своей книге «Баня. Очерки этнографии и медицины», которая была издана в 2015 году в Санкт-Петербурге, написал о том, что после принятия христианства на Руси в домах людей прочно обосновались иконы, а роль средоточия языческих сил стала играть именно баня. Постепенно люди начали воспринимать это отдельно стоящее здание, как место обитания чертей и совершения колдовских ритуалов.

Поэтому с баней связано много обрядовых запретов, среди них:

Нельзя мыться одному, кто так делает – тот колдун или ведьма.
Перед входом в баню нужно перекреститься, в самой бане креститься нельзя.
В баню иконы не вносят.
Нельзя мыться в бане во время православных праздников, это лучше сделать накануне.
Банную утварь (тазики, ковши, кочерги и т.п.) никогда не приносят в избу.
Запрещено строить дом на месте бани.
Нельзя мыться в банях по ночам.

Даже выражение «Пошел в баню!» означает предложение человеку очистить свои помыслы от всякой скверны, что и делается в языческом святилище.
Согласно поверьям древних славян, в бане можно было обрести магические способности, если пойти туда в полночь и громко отречься от Бога, сняв с себя православный крест.

Кто такой банник?

Язычники всегда одухотворяли не только свои дома, но и другие строения. Если в доме жил домовой, в овине – овинник, то в бане – банник. Иногда его еще называли «дедушка», что связано с почитанием культа предков. Так что банник мог быть и духом места, и кем-то из уважаемых пращуров конкретной семьи.

Поскольку физическое и духовное очищение в народном сознании неразрывны, в банях проводились ритуалы, направленные на освобождение людей от различного негатива, проблем, долгов, порчи и сглаза. Перед началом колдовства знахарь или ведьма обязательно просили помочь духа этого места.

Иногда баню топили, но никто в ней не мылся. Так делали во время языческих праздников, чтобы угодить баннику. Для него специально оставляли воду в шайке и веник.

Как правило, русские крестьяне побаивались духов, обитающих в бане. Ведь обиженный неуважением банник мог и убить человека, согласно поверьям. А некая баба-обдериха, вообще, была способна ободрать с живого человека всю кожу, если тот оставался в бане один и засыпал. Так люди объясняли многочисленные несчастные случаи, происходившие в этом месте.

Отравления угарным газом

Сейчас в России бани топят по-белому. В XVII – XVIII веках эти помещения в массовом порядке стали оборудовать специальными трубами, через которые выходит дым. А более тысячи лет до этого бани топили по-черному. Дым просто валил из всех щелей этих бревенчатых строений с каменными очагами, а стены и потолок были сильно закопчены.

Согласно нормам безопасности, такую баню необходимо часто проветривать, открывая дверь. Но многие люди слишком дорожили теплом, пренебрегали правилами. В результате, в банях образовывалась атмосфера с низким содержанием кислорода, а угарный газ в сочетании с высокой температурой и влажностью мог запросто привести к летальному исходу. В группе риска находились люди с заболеваниями легких и сердечнососудистой системы.

Характерный признак отравления угарным газом – румяная, порозовевшая кожа. Крестьяне считали, что это сердитый банник запарил несчастных до смерти. Если учесть, что в современных финских саунах ежегодно умирают около 50-60 человек, то можно предположить, как много несчастных случаев происходило на Руси.

Иногда сочетание угарного газа и теплового шока не приводило к летальному исходу, а вызывало у людей галлюцинации. Тогда они и видели в банях чертей, волосатых баб-обдерих, всякую другую нечисть. Порой в печах-каменках намеренно сжигали галлюциногенные травы (например, белену), чтобы войти в измененное состояние сознания. Этим приемом пользовались знахари.

Рождение ребенка

Русские крестьянки традиционно рожали в бане, ведь именно это место было вратами из нави в явь. Новорожденного и его мать необходимо было очистить от влияния потусторонних сил, и занималась этим бабка-повитуха, заговаривавшая воду.

После рождения ребенка и чтения над ним особых молитв, малыша относили в дом, а его мать должна была пожить в бане еще какое-то время: от трех дней до недели. Этим она отдавала должное духам предков. Люди верили, что они хорошо относятся к процессу родов, радуются этому событию.

Целью обрядов, проводившихся над женщиной в бане, было появление на свет здорового малыша, который бы рос крепким и спокойным.
А если новорожденный умирал, что случалось довольно часто, или у него обнаруживались увечья, дефекты в развитии, то все эти несчастья объяснялись действиями рассерженного банника. Люди говорили, что роженица или бабка-повитуха чем-то прогневили нечистую силу или не были внимательны к ребенку, вот банник их и наказал.

Иногда крестьянки сами могли задушить нежеланного ребенка, свалив все на чертей. В бане некоторые женщины избавлялись от беременности, искусственно вызывая преждевременные роды.

Казни и убийства

Как известно из «Повести временных лет», памятника древнерусской письменности начала XII века, легендарная княгиня Ольга (около 920-969 гг.) поочередно казнила две группы послов. Они были представителями племени древлян, прибывшими сватать ее за своего правителя, которого звали Мал. Было это уже после гибели ее супруга – князя Игоря Рюриковича.

Первое посольство древлян было похоронено заживо, а второе – сожжено в бане. Традиция использовать это строение для казни неугодных существовала на Руси издревле. Данное место было очень удобным для убийства: достаточно лишь натопить печь пожарче, а снаружи дверь припереть чем-нибудь тяжелым. Утром там будут трупы, которые даже не надо обмывать.

Даже в XVIII веке историки зафиксировали случаи казни людей в банях. Подобными действиями «прославился» первый иркутский губернатор Карл Львович фон Фрауендорф (около 1710-1767 гг.). Этот царский чиновник, как написал о нем военный инженер и этнограф Иван Григорьевич Андреев, в 1762 году «… многие жестокости причиня разным честным людям и запытав одного солдата в присутствии своем в жарко натопленной бане».

Поскольку люди не только появлялись на свет и готовились к свадьбе в банях, но и уходили в мир иной через это мистическое помещение, оно прочно ассоциировалось у русских со смертью. Иногда старого или больного человека парили в бане и оставляли там умирать, предварительно разобрав часть крыши, чтобы душе было легче отправиться на небеса. Случалось, что после убийства покойного хоронили тут же, ведь зимой другая земля была промерзлой, и выкопать в ней могилу очень трудно.

Жертвоприношения

Перед строительством новой бани нужно было принести ритуальную жертву духам. Как правило, с этой целью убивали черную курицу или петуха, которого зарывали в землю под порогом будущего помещения.

Иногда в качестве жертвы выступала другая живность: ворона, кошка, небольшая собака. Бывало, что их живьем закапывали, чтобы получить большую поддержку со стороны духов, которые должны помогать строителям и одобрить возведение бани в потустороннем мире.

Правда, некоторые язычники на этом не останавливались. Порой при раскопках на месте старых, развалившихся бань находятся человеческие кости. Это могли быть как похороненные здесь родственники, так и случайные гости, которых по обычаю полагалось напоить, накормить, в бане выпарить. Убийство таких посторонних людей в банях тоже исполняло роль жертвоприношения духам.
В полицейских отчетах XIX века сохранились многочисленные жалобы людей, которым удалось спастись от таких язычников, пытавшихся уморить их в бане.

История и традиции русской бани: краткий очерк

Любимая традиция каждого русского

Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят:

Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу.

Понятие русской бани, история появления

Русская баня — это специально оборудованное помещение, которое предназначено для принятия водных гигиенических и тепловых процедур с целью профилактики и оздоровления всего организма.

Сегодня тяжело судить о том, что натолкнуло древнего человека на мысль о создании бани. Возможно, это были случайные капли, попавшие на раскаленный домашний очаг и создавшие небольшие клубы пара. Возможно, открытие это было сделано намеренно, и человек тут же по достоинству оценил силу пара. Но то, что культура парных бань известна человечеству очень давно, подтверждают многочисленные археологические раскопки и письменные источники.

Так, согласно древнегреческому историку-летописцу Геродоту, первая баня появилась еще в эпоху племенных общин. А посетив еще в V в. до н.э. территорию племен, населявших Северное Причерноморье, он подробно описал баню, которая напоминала хижину-шалаш, с установленным в ней чаном, куда бросали раскаленные докрасна камни.

Немытая Европа и чистая Россия

Уже более поздние источники указывают на то, что банная культура существовала и в Древнем Риме, правители которого распространили ее на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли и баню, и омовение как таковое. На банную культуру установился запрет, что объяснялось в том числе и повальной вырубкой лесов, и, как следствие, нехваткой дров. Ведь для того, чтобы возвести добротную баню и хорошо протопить ее, требуется срубить немало деревьев. Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика, которая учила, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным.

Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие века погрязла не только в собственных нечистотах, но и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 гг. унесли жизни более 25 000 000 европейцев!

Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так, по признанию королевы Испании Изабеллы Кастильской она мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж. Не менее печальная участь постигла и короля Испании Филиппа II, который умер в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук. Неслучайно, кстати, дизентерию уже в 19-20 веках стали называть «болезнью грязных рук».

Примерно в этот же период русские послы регулярно сообщали в Москву, что от короля Франции смердит невыносимо, а одну из французских принцесс попросту заели вши, которых католическая церковь называла божьими жемчужинами, тем самым оправдывая свой бессмысленный запрет на бани и культуру принятия элементарных гигиенических процедур.

Не менее любопытными и в то же время отталкивающими являются и археологические находки средневековой Европы, которые сегодня можно увидеть в музеях мира. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности, на обозрение посетителям выставлены экспонаты — чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.

Блохоловка — устройства для ловли и обезвреживания блох; в старые времена неотъемлемый элемент гардероба

Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела.

Блохоловка

И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого, — Анне, которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:

За что я тебя так прогневала, и за что ты меня так ненавидишь, что отправил в эту грязную Францию, где я толком даже умыться не могу?!

А что же на Руси?

А на Руси баня существовала всегда, по крайней мере, если верить византийскому историку Прокопию Кесарийскому, которые еще в 500-х гг. писал, что древних славян культура омовения сопровождает на протяжении всей жизни.

Согласно древним описаниям, баня представляла собой бревенчатое строение с очагом, на раскаленные угли которого время от времени лили воду, которая превращалась в пар. Согласно народным повериям, хранителем бани и ее душой является банник — абсолютно голый старичок, тело которого покрыто листьями от веника. Банника полагалось время от времени задабривать, угощая его хлебом с солью, что лишний раз подчеркивает уважительное отношение славян к самой бане и ее «сущности», которую буквально боготворили.

Появившись на территории Руси еще во времена язычества, когда люди поклонялись культу огня и воды, и баня, и домашний очаг глубоко почитались славянами, что отмечают в своих работах исследователи русского быта И. Забелин и А. Афанасьев. Баня была не просто местом, где можно было очистить свое тело от грязи и принять гигиенические процедуры, но и неким лечебно-профилактическим учреждением, где люди древней врачебной специальности любого хворого могли поставить на ноги.

В свою очередь летописи X–XIII вв. указывают на повсеместное распространение бани у восточных славян, начиная с V–VI вв., когда ее ласково называли мовница, мовь, мыльня и влазня. И даже с крещением Руси, когда церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и всякими суевериями, баня не перестала существовать, а лишь укрепила свое влияние, так как стала местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов — крещения, венчания, причащения и прочего.

«Протопи ты мне баньку по-белому!»

Баня по-белому, о чем поет в своей песне В. Высоцкий, появилась на Руси гораздо позже бани по-черному, постепенно вытеснив последнюю. Первое время славяне строили бани без дымохода, по-черному, а в качестве естественной вентиляции использовалась периодически открывающаяся дверь. В бане по-черному дым идет не в дымоход, а в само помещение бани, откуда он выходит через открытую дверь, а также через особое отверстие в потолке или стене (т.н. «трубу»). После того, как топка закончена и угли полностью прогорели, дверь закрывается, труба затыкается, а полок, лавки и пол обильно обмывают водой от сажи и выдерживают баню перед использованием около 15 минут, чтобы она высохла и набрала жар. Потом остатки углей выгребают, а первый пар выпускают, чтобы он унес с собой сажу с камней. После этого можно париться. Баню по-черному сложнее топить и нельзя подтапливать во время мытья (как баню по-белому), но за счет того, что дым съедает все прежние запахи, баня по-черному имеет свою прелесть, недостижимую в бане по-белому.

Читайте также:  3 комнаты в хамам: как правильно париться в турецкой сауне

Позже стали возводить бани по-белому, где источником тепла и пара выступала печь-каменка, имеющая дымоход.

Василий Шевчук. «Русские бани по-черному»

Кроме того, в ту пору существовал еще один интересный и необычный способ париться прямо в русской печи. Для этого ее тщательно протапливали, а дно устилали соломой. Затем внутрь печи забирался человек, прихватив с собой воду, пиво или квас, которыми обдавал раскаленные стенки очага и принимал паровую ванну, после окончания которой он выходил и окатывал себя холодной водой. В таком необычном удовольствии себе не отказывали даже немощные и старики, которых попросту вдвигали в печь на специальной доске, а следом влазил здоровый человек, чтобы помыть и попарить слабого, как положено.

Баня для русского — это больше, чем любовь!

Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.

Без нее не обходилось ни одно торжество, а, встречая даже случайного гостя, хозяин первым делом предлагал ему посетить баню, а потом уже отведать угощение и переночевать. Неслучайно в русских сказках путешественникам помимо крова и ужина всегда предлагается баня.

Девичники и мальчишники, как бы сказали сегодня, обязательно заканчивались посещением бани, а сами молодые, став супругами, обязаны были принимать ее регулярно, каждый раз после супружеской близости, если наутро шли в церковь. В баню положено было идти практически с любой хворью, особенно если речь шла о простуде, насморке, кашле и болезнях суставов.

Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека. Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления. А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой — это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.

Что же до особой любви русских к бане, то она нашла свое воплощение не только в народном фольклоре, но и отображена в исторических документах. Так, русский историк и исследователь обычаев и быта русского народа Н.И. Костомаров неоднократно отмечает в своих работах, что народ ходил в баню очень часто, для того чтобы помыться, подлечиться и просто ради удовольствия. Согласно ему же, для русского человека посещение бани — это естественная потребность и своеобразный обряд, нарушить который не могут ни взрослые, ни дети, ни богачи, ни бедняки.

В свою очередь иностранцы, посещавшие Русь, с удивлением отмечали привычку русского народа очень часто и подолгу мыться, чего они не встречали ни у себя на родине, ни в других странах. На самом деле, как правило, мылись раз в неделю, по субботам. Но для иностранцев, которые почти никогда не мылись, это казалось «очень часто». Так, например, немецкий путешественник Адам Олеарий в свое время писал о том, что в России невозможно найти ни одного города или даже бедной деревни, где отсутствовала бы баня. Они здесь просто на каждом шагу, и их посещают при любой возможности, особенно в периоды нездоровья. И как бы резюмируя, в своих трудах он отмечал, что, возможно, такая любовь к бане не лишена практического смысла, а сам русский люд от того так крепок духом и здоров.

Что же до Европы, то за возрождение обычая париться и регулярно мыться она должна быть благодарна Петру I и русским солдатам, которые, наводя ужас на тех же французов и голландцев, парились в возведенной на скорую руку бане, а затем прыгали в ледяную воду, несмотря на царивший на улице мороз. А отданный в 1718 году Петром I приказ возвести на берегу Сены баню так и вовсе привел парижан в ужас, а сам процесс строительства собрал зевак со всех уголков Парижа.

Вместо заключения

Согласно мнению многих исследователей культуры и быта русского народа, секрет русской бани прост: она очищает и оздоровляет одновременно. Да и само архитектурное решение сооружения незамысловато и представляет собой обычное помещение с печкой-каменкой, что позволяет иметь его человеку любого достатка и положения.

Что же до особой любви к бане и популярности банного ритуала на протяжении всей истории, то это лишний раз подчеркивает стремление каждого русского человека к чистоте, опрятности, здоровью, ясномыслию и порядочности. Банная традиция, несмотря на то, что внешне остается бытовым явлением, является важным элементом культуры, который благоговейно хранится, передаваясь из поколения в поколение, и остается важным признаком принадлежности к русскому народу. Таким образом, пока существует русский народ, до тех пор будет существовать и баня.

Русская баня. Обычаи, суеверия, традиции.

Как баня становилась из языческой христианской. Истоки традиций.
Лев Гумилев в книге «Древняя Русь и Великая Степь» пишет, что христианство трудно приживалось на Руси Киевской, но еще труднее у славянских племен, покоренных киевскими князьями.
Военная победа над славянскими язычниками – вятичами была одержана Владимиром Мономахом, но духовная или, точнее, идеологическая победа заставила себя ждать до XIV в. На самой Руси в узком смысле слова (Киев, Чернигов, Переяславль) двоеверие существовало долго.

Самый древний культ – почитание духов умерших – устоял вплоть до XX в. Эти духи – навии – требовали от живых людей немного: угощения в Чистый четверг и вытопленной бани с приготовленными полотенцами, на полу бани рассыпали золу с пеплом, а на другой день находили на золе следы, похожие на куриные, в чем усматривали доказательство посещения бани покойниками – «приходили к нам навии мыться».
Разумеется, священники утверждали, что приходили бесы, но, самое интересное, факт этот под сомнение не ставили. После того как баню готовили для навий и поддавали пару, люди не входили туда до следующего дня. Весь обряд был отнюдь не обременителен.
Внедрение греческой веры и культуры, христианства, привело к некоторому усложнению системы, т. е. сыграло роль негэнтропийного импульса. Там, где язычество устояло, – у полабских славян – победили немцы в конце XII в. А там, где создались сложные системы, – на Руси, в Польше, Чехии – немецкий натиск был остановлен. Таким образом, «навьи чары» сыграли для славянского этногенеза достаточно положительную роль. Христианские церковники махнули на них рукой, оставили баню в покое, уничтожив лишь те культы, которые практиковали кровавые жертвоприношения, т. е. разновидности сатанизма.

В летописи, приписываемой монаху Нестору «Повесть временных лет» описано парение в бане новгородцев. Нестор, уже с позиций христианства пишет о банях, относя события ко тому времени, когда св. Апостол Андрей Первозванный, проповедуя в Киеве евангельское слово, отправился затем и в Новгород, где узрел чудо – парившихся в бане людей. По описанию Нестора люди, парившиеся в бане, были похожи были по цвету кожи на сваренных раков: «Придите в Новгород и увидите, как разожгут свои печи докрасна, разденутся, и хвощутся, и обольют себя квасом, и снова хвощутся прутьями молодыми, и бьются сами, и то с ними станет, что слезут чуть живые, и обольются студеной водою, и только тогда оживут…».

А вот «Радзивилловская летопись» повествует о мести княгини Ольги древлянам за смерть мужа. Прибывшим к ней послам древлян Ольга повелела: «Помоетесь и придете ко мне». Те в жарко истопленную баню вошли и парились. И спросила Ольга, нравится ли им баня, и повелела зажечь (баню) от двери, там все и сгорели».

В «Радзивилловской летописи» повествуется также и о том, что в 907 году в Договоре князя Олега с Греками были специальные условия, в коих оговаривалось, чтобы войска Олеговы даром пользовались греческими банями: «и да творят им мовь, сколько хотят».

Уже с XI века при христианских православных монастырях существовали общественные бани для неимущих, бедных, разорых крестьян и странников. Об этих банях упоминается в Уставе Великого князя Владимира Святого от 996 года.

В 1091 году епископ Ефрем, в последствии – Киевский митрополит, повелел «заводить строение – банное врачево и всех приходящих безмездно (т.е., бесплатно. -ред.) врачевать». В эти же годы монах Киево-Печерского монастыря Агапий, прославившийся как искусный врачеватель, исцелял больных травами и баней. По монастырскому уставу больных полагалось мыть в бане три раза в месяц.

В летописях XI-XII в. в. упоминается водопровод, построенный для «Ярославова дворища». Московские князья брали воду для бани из Москвы-реки или из реки Неглинной. Позднее, в начале XVI в., по приказу Ивана Каметы проложили от реки вглубь берега за стены Кремля дубовую трубу и подавали воду к глубокому колодцу-тайнику, из которого уже бадейками ее разносили куда нужно.

Церковники смогли навязать населению мнение считать местную, не византийскую баню «поганой». Не принизив баню – как материальный факт – невозможно было принизить «бывших» языческих богов. Поэтому церковь через монастырские указы и негласные распоряжения все таки довела дело до победного конца.

В бане запрещалось ставить иконы и молиться. Так как там живет нечистая сила, запрещалось вносить в баню с собой одежду. Нельзя было также «поганую банную утварь» приносить в избу. После же мытья и парения считалось необходимым окатить себя чистой студеной водой или окунуться в озеро или речку, независимо от времени года, зимой же покататься по снегу, чтобы смыть с себя всю нечисть. Не сделав этого, человек не имел права войти в церковь.

Вообще, в тот же день сразу после бани ходить в церковь не полагалось. Поэтому уже в новые христианские времена «банный день» не был привязан к святым дням – пятнице и воскресенью, но допускался в день, который был святым только для иудеев – в субботу. «Помни день субботний: иди в баню». «Те, кто моется по воскресеньям, будут постоянно болеть.» Последнее суеверие широко распространено в городской среде и в наши дни. Даже «банище» (место, где раньше стояла баня) долгое время считалось нечистым и строить на ней избу не годилось. В редких случаях допускалось ходить в баню также и во вторник с четвергом. В понедельник не рекомендовалось «девкам голову мыть – косы велезут».

Были и особые ритуальные дни, в которые положено было париться в бане. В Месяцеслове находим: «23 июня – Аграфены купальницы: начало купанья; накануне (и в ночь) Ивана Купала собирают лечебные и знахарские коренья и травы. Моются и парятся в банях; общее купание с песнями и прочими забавами.

Но в народной медицине, как и встарь, горячая парная баня продолжала считаться одним из основных целебных средств против многих болезней. »Баня – мать вторая или мать родная. Баня парит, баня правит. Коли б не баня, все б мы пропали». В бане читались заговоры над больными лихорадкой, страдающими от различного рода нагноений и кожных заболеваний; распарив больного, правили вывихи и переломы.

Баня также как и при язычестве играла большую роль в свадебном обряде – помыться и попариться перед венчанием и после брачной ночи считалось необходимым условием. Баня продолжала фигурировать в обрядах, связанных с рождением ребенка. Предложить уставшему путнику истопить для него баньку было необходимым условием гостеприимства для русского народа, вспомните, чем укорял Иван-царевич Бабу-ягу – тем что баньку истопить не предложила.

Помимо очищения в буквальном значении, мытье в бане, несмотря на всю ее «нечистость», воспринималось как действо, имеющее цель очищения духовного и ритуального. «Баня все грехи смоет». В связи с этим паренье в бане рожениц после разрешения от бремени, невест перед венчанием и супружеской пары после первой брачной ночи имело почти религиозный, хотя и не христианский, характер обязательный практически по всей России.

Баня также по-прежнему использовалась и в качестве места поминовения умерших. »По словам древнерусского поучения домонгольской эпохи, в [Великий четверг]… предлагают мертвым разную пищу и топят для них бани; посреди бань насыпают пепел, и если потом замечают на этом пепле следы, тогда говорят: «приходили к нам навья (покойники) мыться»

В некоторых областях России верили в «банную бабушку» — дряхлую добрую старушонку, помогавшую от всех болезней. К ней обращались с заговором, когда мыли больного золотушного ребенка в первый раз после рождения. По поверьям в нетопленой бане всегда живет особый дух, часто вредящий людям «байниха», «банная бабушка», «обдериха». Особенно она не любит рожениц, и их нельзя оставлять в бане одних. Банная бабушка, банная матушка – мифическое существо, обитающее в бане: дряхлая добрая старушка, лечит от всех болезней. Появление банной бабушки иногда непосредственно связано с родами: она сопутствует роженице и ребенку; обычно доброжелательна к слабым, больным.

Чаще чем в «бабушку» верили в «банника», «банного». Опасались во время мытья стучать и кричать, а то «банный» невзлюбит. Горячий пар на время выгонит его из бани. По поверью, если в один вечер три очереди людей вымылись в бане, настает очередь мыться «банному», и человеку в это время оставаться в ней опасно, «банный» не даст ему мыться. В лучшем случае, «банный» может испугать моющегося. Будет плескаться из кадок холодной и горячей водой, швыряться горячими каменьями с каменки или выбежит, хлопнув дверью, за баню и будет бормотать там гробовым, страшным голосом. В худшем варианте – сдерет с живого кожу (его ведь представляли с когтистыми лапами вместо рук и ног). Он истязает и замучает до смерти тех, кто приходит в баню не благословясь или около полуночи, особенно в ночи под праздники или святки.

Читайте также:  Как построить сауну в доме: советы и рекомендации мастеров

«Банника» представляли и в виде кота со сверкающими глазами, собаки или лягушки. Когда впервые топили новую баню, бросали сверху на печь соль в виде жертвоприношения баннику. Ему жертвовали также черную курицу, кости которой закапывали под порогом. Мыться в бане предпочитали около пяти — семи часов пополудни, но ни в коем случае поздно вечером, иначе банник и каменку разломает, и всю воду выльет.

При входе в баню обращались с приветствием к баннику, а при выходе благодарили его: «Спасибо тебе, Байнушко, на парной байничек». Чтобы не сердить банника, старались во время мытья не греметь, не стучать и громко не разговаривать. Нарушающего этот порядок человека банник мог испугать, бросая камни с печи, и даже содрать с него живьем кожу.

Если банник начинает сердиться, то моющимся людям следует двигаться к выходу задом наперед. Уходя из бани, оставляли баннику метлу, кусок мыла и воду в лохани, чтобы он мог помыться. Когда последний жар, три раза сходят в баню – четвертый не ходи: «баннику» надо мыться. Приговаривают, в баню идут: «Банный князь, Возьми нашу грязь, Дай нам чистое тело». Обратно идут: «Спасибо, банюшка, обмыла». Метелка, мыло — в бане все остается. Воду в бане до конца никогда не выливают, чтоб хозяин помылся.

В банях остригали волосы, ногти, затем их сжигали или закапывали в землю, иногда пускали в проточную воду, но реже, – неизвестно где остриженные волосы могли выплыть, и неизвестно кто мог бы ими воспользоваться в колдовских целях.

Разумеется, в банях и колдовали. Если девушке нужно было приворожить милого, да так, чтобы «вовек не разлюбил», она должна был выдернуть из веника хворостину, положить ее под порог, дождаться, пока порог переступит ее любезный, а уж потом бежать с этой хворостиной в баню, чтобы там ее пристроить повыше. Чем выше лежит хворостина, чем пар жарче, тем больше будет сохнуть по ней милый.

Часто баня была местом для гаданий. Вот пример типично банного гадания: незамужние девушки выставляли на мороз кто щеку, а кто и определенные части тела, и спрашивали домового, каков будет их суженый. Если тела касалась мохнатая и теплая рука, то считалось, что замужество будет счастливым и богатым. Если холодная, гладкая – это было не к добру .

Для «банного» оставляли в бане веник, кусочек мыла, щелока или золы и немного воды в ушате, благодарили его при выходе. При первой топке новой бани бросали наверх, на печь, горсть соли и закапывали под порогом задушенного черного петуха или курицу. А в бане для «банника» оставляли кусочек хлебушка и соль. Иногда яства.

Вообще баня неразрывно связана также и с русской кухней – супы на Руси всегда были более жидкие, чем во всем мире, звались похлебками, хлебаловом, юшкой, так как жидкое после баньки чрезвычайно потребно. И недаром также более тысячи известных рецептов напитков: киселей, изваров, сбитней, морсов, квасов, медов, пива, браги пились из рожденной для послебанного пира посуде – в братине.

И да с двух рук и так хлебнуть, чтоб в рот не поместилось и окрест потекло!

Помните присказку – «я там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало».

Интересные факты о бане

Первые внятные упоминания о русской бане встречаются уже в X веке, и тогда парная называлась по-разному: мыльня, мовня, влазня. В отличие от азиатских и европейских версий, баня выглядела более жестко и «устрашающе». Заморские гости с опаской посматривали в сторону веников, которыми хлестались спины несчастных (по их мнению) русских, сравнивая этот странное действо с пытками. Молва о бане, где «выколачивают дурь» впоследствии быстро и широко распространилась по всему миру.

На Руси баня традиционно топилась раз в неделю. Банным днем считалась суббота. Начиная где-то с XV века, в обиход вошли общественные парилки, где мужчины и женщины прекрасно сосуществовали рядом друг с другом и не стеснялись своей наготы. Это стало еще одним ударом для впечатлительных иностранцев, которым трудно было осознать и, тем более, принять свободные нравы дикой России.

Совместный «помыв» прекратился по указу Екатерины Великой, которая усмотрела в этом подозрительный подтекст. И небезосновательно. Представительницы древнейшей профессии использовали бани для своих «тайных» целей, практикуя услуги так называемых растиральщиц. Прослышав о таком распутстве, императрица решила положить всем фривольностям и указом разделила бани отдельно на женские и мужские. Кстати, именно это обстоятельство позволило стране избежать эпидемии сифилиса, накрывшего Европу в 18 веке.

Ох уж этот веник

Баня без веника, что водка без закуски. Интересно, что его присутствие в парных считается исключительно русским изобретением. Не обошлось и без всевозможных поверий и рекомендаций в плане использования.

Например:

  • Знатоки банного дела утверждают, что веники ни в коем случае нельзя рвать с двуствольной березы, а также деревьев, переживших пожар. Считается, что деревья, получившие стресс от произошедшего, передают его парящемуся человеку, и это, в свою очередь, может привести его к различным заболеваниям.
  • Самые лучшие веники получаются из берез, растущих возле водоемов и обязательно склоняющих свои ветви прямо к воде.
  • Идеальное время для вязки веников — период полнолуния. Тогда они напитываются собой энергетикой и приобретают дополнительные целительные свойства.
  • Березовый веник — отличное «лекарство» от ревматизма. Дубовый же рекомендуют использовать при различных воспалительных процессах на коже и повышенном давлении. Липовый поможет убрать головную боль, а хвойный — признанный борец с заболеваниями дыхательной системы. Крапивный помогает снять нервное напряжение и работает на общее укрепление организма, а можжевеловый будет полезен для больных подагрой и радикулитом.

Бани мира

Понятие бани в каждой стране понималось по-разному, да со временем подходы к принятию водных процедур также существенно видоизменились.

  • Приходить в японскую сауну «грязным» строго запрещается. И дело не в каких-то религиозных или национальных принципах, просто в стране Восходящего солнца не принято менять воду в емкости для купания после каждого посетителя. Она может оставаться в неизменном виде по несколько дней, поэтому логично, что на водные процедуры нужно приходить уже чистым и не создавать лишних проблем для последующих клиентов.

Даже в обычных японских домах считается нормальным принимать ванну после кого-то из членов семьи. Вот уж повод реально изумиться для иностранных гостей привыкших отождествлять Японию с высокими технологиями, тотальной скрупулезностью и уважением личного пространства.

  • Мексиканский вариант бани называется «темаскаль». Ее принцип заключается в следующем. В парной стелется на полу специальная циновка, на которую укладывается купальщик, а в роли непосредственного парильщика выступает лицо противоположного пола. Такие вот интересные обычаи были у мексиканских индейцев, практически в неизменном виде перекочевавшие и с современную жизнь.
  • В Древней Греции за неимением (или, вероятней всего, незнанием) березовых веников использовались лавровые, что ничуть не портило эффект от процедуры. Еще сам Гиппократ, знатный почитатель чистоты, активно пропагандировал целительные свойства пара. Он считал, что высокая влажность и температура способствуют выводу из организма вредных токсинов и шлаков через потовые железы. И оказался совершенно прав, как доказали впоследствии исследования ученых «нового времени».
  • При раскопках древнего города Иерихон были обнаружены развалины бани, выстроенной из мрамора. Но не тот факт удивил археологов. Интересно, что постройка была оснащена полноценной отопительной системой.
  • Римские термы были одним из многих уникальных приобретений древней цивилизации. Даже несмотря на то, что в те времена добыча воды была весьма сложным и затратным мероприятием, ее расход на среднестатистического купальщика был практически равен сегодняшними мерками. Бесперебойную подачу воды обеспечивали многокилометровые ленты виадуков.
  • В некоторых европейских странах до сих пор существуют общественные сауны без разделения полов. Мужчины и женщины переодеваются в одних раздевалках, как, впрочем, и пользуются совместными парилками. В частности, это касается таких государств как Германия и Австрия.

Необычные вариации на тему бани

Все привыкли воспринимать баню как отдельно стоящее строение или часть СПА-комплекса — одним словом, помещение с парилкой и желательно бассейном. Но существует еще целый ряд интересных интерпретаций банных процедур, не менее полезных и приятных по ощущениям.

  • Баня из опилок. Практикуется в Японии и готовится так — в кедровые опилки добавляются пахучие травяные сборы, тщательно перемешиваются, а затем получившаяся смесь разогревается до 60 градусов. Человек зарывается в опилки таким образом, чтобы из емкости виднелась только голова. Равно как и песок, опилки выступают в роли поглотителя влаги, в данном случае пота и прочих кожных выделений. Дополнительным бонусом идет прекрасный сеанс ароматерапии.
  • Сауна в мешке. Сегодня такой способ очищения организма уже не используется, зато пару столетий назад на Руси был очень распространен. Брался мешок, набивался березовыми листьями и сеном (желательно из сухоцвета), нагревался, а потом туда лез человек. Эффект от процедуры зависел от того, насколько сильно прогревалось сено, и как долго парильщик мог находится в мешке.

  • Песочная баня. Принцип ее действия аналогичен предыдущим вариантам. Человек закапывался по горло в песок и оставлялся в таком положении на определенное время. Тело должно было максимально прогреться, а все потовые выделения впитаться в песок, дав раскрыться порам на коже. Желательно после «сеанса» песочной терапии искупаться в прохладном водоеме. Способ по-прежнему активно используется в ряде восточных стран с жарким климатом. В Арабских Эмиратах такая баня даже стала весьма доходным развлечением для туристов.

Это лишь малая часть удивительных фактов о бане, из которых можно собрать целую энциклопедию всевозможных историй — смешных, познавательных, гротескных, научных и просто дарящих хорошее настроение слушателям.

Устройство русской бани – триумф березового веника и не только

Испокон веков в русском быту и русской традиции баня всегда была местом сакральным и магическим. Там человек приходил в этот мир, и очень часто уходил из него, там пытались определить свою судьбу, там обитал один из самых злых и коварных домовых духов, наконец там проводили еженедельный обряд, в просторечии, называемый банным днем. Русская баня — символ русского духа и быта, в нашем сегодняшнем рассказе.

Предания старины глубокой

Когда появились бани на Руси, точно не скажет никто. Еще в дохристианскую эпоху они были сформированным и самостоятельным продуктом со своей культурой и даже традициями. Упоминания о них можно встретить во времена покорения Царьграда киевской дружиной во главе с князем Олегом из рода Рюриковичей. Уже тогда русская парная, в корне отличалась от византийских родственниц, на которых, в свою очередь огромное влияние оказывали римские термы.

Справедливости ради нужно сказать что банные традиции Римской империи были классическим эталонным продуктом, использовавшим для своего обустройства самые передовые технологические достижения того времени. Даже после падения западной Римской империи под ударами варваров, восточная ее часть продолжала исповедовать и использовать имевшиеся наработки в области гигиены и организации банного досуга.

Но даже такие достижения, такой шик и блеск, который был присущ римским баням, никак не впечатлил наших предков, которые даже в Византии закрепляли за собой право исповедовать исключительно славянский банный обряд. Упоминания о нашей бане есть в классическом письменном памятнике — «Повести временных лет», изречения о русской бане приписываются самому Андрею Первозванному. Европейские гости наших краев, еще со времен Петра и Екатерины также оставили свои свидетельства о нашей бане. Продукте колоритном, самобытном и незабываемом.

Больше банек — хороших и разных

Изначально, на раннем этапе, был заложен принцип отопления банного помещения по-черному. В чем он заключался:

  • Банное помещение было как можно компактнее и состояло, как правило, из одного внутреннего объема — парной;
  • Банный сруб очень часто заглублялся в землю, для повышения уровня теплоизоляции стен, что было крайне актуально в суровых условиях Русского Севера;
  • Посредине внутреннего помещения находился каменный очаг, в качестве топлива использовалась древесина. Дым свободно исходил из топки в помещение и омывая стены и потолок уходил в атмосферу через отверстия в стенах и крыше. Часть дыма уходила через приоткрытую дверь;
  • Вход в баню, а точнее дверной проем выполнялся с очень высоким порогом, что препятствовало поступлению холодного воздуха с улицы ввиду отсутствия промежуточного помещения — предбанника;
  • Отсутствие предбанника заставляло так же сооружать навес над входом в баню для хранения определенного запаса дров и одежды;
  • Атмосфера и поверхности внутреннего помещения были насыщены фитонцидами, особенно при сжигании березовых дров с берестой;
  • Система дымоудаления, а точнее ее отсутствие заставляли делать паузу между протопкой очага и началом процедур для истечения угарного газа — неизбежного спутника горения топлива, особенно в условиях недостатка кислорода;
  • Черная баня предусматривала предварительную очистку и ополаскивание полка от сажи и иных продуктов горения, и «пускание первого пара» высокой интенсивности, для гарантированного дымоудаления и окончательной дегазации. Как там у Высоцкого: «угорю и меня угорелого…» не нужно угорать. Нужно хорошо подготавливать черную баню к парке.


Образцов таких примитивных бань в этнографических музеях сохранилось немало, особенно интересный экземпляр бережно сохраняется в Кижах. Кроме этого в северной глубинке такие бани эксплуатируются до сих пор и не без успеха. Причины банальны — крайняя простота сооружения, высокая энергоэффективность и топливная экономичность. Более того на волне повышения интереса к национальным традициям отмечается реинкарнация русской бани по черному даже в условиях современного мира и достижений прогресса. Здесь основным фактором выступает особая целебная атмосфера такой парилки, по утверждениям знатоков недостижимая другими способами истопки.

Белая баня — стабильность, означает качество

Своеобразный антагонист черной бани — баня, отапливаемая по белому. Как правило, сооружение более капитальное и куда более просторное. Есть предбанник, истопное отделение, да и сама печь, в некотором роде — произведение искусства. Печь каменка, в зависимости от типа печи и материала, из которого она изготовлена, выполняется глухой или наоборот проточной. Посещение такой бани стало своеобразным ритуалом. Наличие теплого и сухого предбанника просто обязывает к проведению целого ряда сопутствующих процедур. От массажа и обертывания медом до распития чая и целебных настоев.

Читайте также:  Каменки для сауны – непременный атрибут, главное только выбрать источник тепла

Баня постепенно превратилась в своеобразный клуб и место проведения досуга. Более того, грамотно оборудованная с качественным паром, дровяным духом и уютной атмосферой стала классическим коммерческим продуктом — источником получения дохода. Апогеем коммерческого направления в среде, стали легендарные московские Сандуновские бани, название которых давно стало именем нарицательным.

Дерево, как основа русской банной традиции

Русская банька не представляется просто без деревянного сруба, липового ушата, дубовых дров, ольховых лавок и березового веника. Дерево дает жизнь и является непременным атрибутом ее успешного функционирования.

Устройство русской бани просто немыслимо без древесины. А у древесины есть такой важный показатель как теплопроводность. Рассмотрим его на сравнении различных видов:

Вид товарной древесиныПоказатель теплопроводности
Дуб200-400
Береза150
Кедр сибирский95
Ель европейская110
Лиственница сибирская130
Клен остролистный195
Пихта150
Липа150
Сосна обыкновенная150-400
Тополь170
Пробковое дерево45

Внимание! Указанные параметры по расчету коэффициента теплопроводности справедливы при температуре наружного воздуха −30 градусов С, внутри помещения +40 градусов С. Для дуба и сосны первое значение это распиловка товарной древесины поперек волокон, второе — вдоль.

Таким образом, кедр и ель в условиях севера обеспечивали приемлемые параметры по сохранности тепла в таком помещении, что полностью оправдывает их использование и в старину, и в современных условиях.

Стоит также посмотреть на свойства остальных видов древесины, которые традиционно использовались при возведении русской бани:

  • Дуб — прочный, долговечный материал с неповторимым пряным ароматом и красивой текстурой, которая со временем приобретает благородный оттенок. Товарный лес дуба дорогой, заготовки тяжеловесные, к тому же весьма непросты в обработке;
  • Лиственница — по своим физическим качествам и долговечности близка к дубу, но несколько дешевле его. Обладает насыщенным и оригинальным цветом древесины, который сохраняется в течении не одного года. Насыщена смолистыми включениями, имеющими ярко выраженный фитонцидный характер;
  • Кедр — продолжает линейку благородных хвойников, наряду с лиственницей. Вагонка из кедра недешевое удовольствие, но имеет очень красивую, и в чем то даже живописную фактуру. Устойчив к вредителям-точильщикам и грибкам. Присущ малый коэффициент теплового линейного расширения. Богат смолами, которые, однако легко возгоняются и деактивируются в условиях высоких температур и влажности;
  • Золотой серединой в отделке строения русской парной, по соотношению цены и качества выступает липа. Она легко и прогнозируемо обрабатывается, в достаточной мере долговечна, имеет мягкое, ненавязчивое окрашивание массива древесины. Ароматна, причем аромат целебен для людей с проблемами дыхательных путей. Массив древесины липы не склонен к растрескиванию;
  • Ольха — королева парной. Применение ее древесины гарантирует комфортное нахождение на полках, ввиду исключения ожогов кожного покрова. Аромат ольхи долговечен, за счет ферментации смол со временем становится еще более приятным. Как говорят старые банщики «красная ольха вызревает»;
  • Береза в парной исключительно хороша только в виде веников. Обладая плотной и однородной структурой, ее древесина недолговечна в условиях высокой влажности. Если же баня исключительно суховоздушная, по типу ирландской, то как вариант неплохо. Но в контексте нашей темы, все таки не актуально;
  • Осина, сосна и ель самые доступные варианты для внутренней отделки. Однако осину следует использовать только в сухих частях бани, например в предбаннике и к тому же хорошенько защищать, а хвойники плохо переносят прямой контакт с влагой и обильно выделяют смолу, которая насыщена тяжелыми, мало летучими компонентами.

Словечко от Бывалого! Необходимо сказать, что указанные породы древесины и не только, можно использовать, соизмеримо их свойствам. И для изготовления банной утвари и предметов банного обихода и прочего. В общем, плохих или бесполезных деревьев баня на Руси не знает.

Совершенно секретно

Первыми целебные свойства которые оказывает баня на человеческий организм подметили волхвы — наиболее продвинутая и образованная часть тогдашнего дохристианского общества. Именно они начали практиковать применение двух ключевых природных элементов огня и воды и дополнительных — лекарственных трав, в своей врачебной практике.

Более того, есть основания считать, что уже в то время было известно такое понятие как физиологические часы — определенный цикл протекания, активизации или наоборот затухания основных физиологических процессов. К сожалению, львиная доля тогдашних знаний безвозвратно утеряна, вместе с уходом с исторической сцены языческой религии и ее носителей. Основой языческого мира было максимальное единение с природой.

Поэтому и баня в русском стиле выполнялась с максимальным использованием даров природы. Место выбиралось рядом с источником воды, бревна давал лес, камень для каменки обрыв на берегу реки, даже щели между бревнами лежаками закладывались смесью вымоченного лесного мха с живицей — смолой хвойных пород деревьев.

Традиции предусматривают широкое использование и лечебных трав и кореньев. О наиболее распространенных следует упомянуть отдельно:

  • Мята — заслуженное и почитаемое всеми банщиками пряное растение с отличным мягким ароматом и прекрасными свойствами. Успокаивает нервную систему и стимулирует деятельность мозга. В языческую эпоху мятным ароматом в бане наслаждались охотники на крупного зверя, в первую очередь на медведя. Современные ученые связывают этот факт с некоторым угнетением деятельности центральной нервной системы человека, в результате чего все действия охотничьей ватаги отличались обстоятельностью и рассудительностью. Излишняя нервозность и суета в таком деле плохие помощники;
  • Зверобой — при добавлении отвара этой травы на раскаленные камни печки-каменки создавался очень хороший травяной фон. Сам по себе зверобой не обладает доминирующим, ярко выраженным ароматом, однако обилие эфирных масел делают его незаменимым ингалятором при лечении верхних дыхательных путей, да и просто в качестве профилактики таких заболеваний;
  • Ромашка — в отличии от мяты применялась в качестве расслабляющего и общеукрепляющего средства. Именно отвар ромашки был первейшим средством в бане для скорохода или путника, перед тем как уходили они в дальнюю дорогу. Обилие микроэлементов и стимуляторов мышечных волокон в водной вытяжке этой травы помогали лучше и более функционально переносить однообразные физические нагрузки, связанные в первую очередь с показателями выносливости. Знатоки волжского быта утверждают, что самые выносливые ватаги бурлаков были из Нижнего Новгорода. Дескать тамошние артельщики знали многовековой рецепт травяного банного настоя, в состав которого входили девясил, ромашка, душица. Полный рецепт утерян, однако энтузиасты пытаются его восстановить. Ведь баня принятая с таким снадобьем, гарантировала качественную работу среднего по кондициям бурлака в течении 12-14 дней. Ровным счетом до следующей бани;
  • Хрен — ковш настоя корня вылитый на каменку, выгонял из организма любую, самую застарелую простуду. Заглушал он и не без успеха и ревматоидные боли. Правда принцип применения был несколько иной. В настое предварительно вымачивался березовый веник.

Главный инструмент банного промысла


Народная мудрость гласит: «Баня без веника, что коромысло без ведра». Ну как же? Верно. Вроде все есть, только толку нет. Пойти в баню и не получить свою долю своеобразного обжигающего массажа сродни преступлению. Секреты русской бани, так будоражившие умы европейцев неотделимы от веника, вроде бы простого, до безобразия инструмента, но зато какого эффективного. Русская банька всегда покоилась на трех разнообразных вениках как на трех китах.

  • Дубовый веник — хорош для жирной толстой кожи. Он отлично очищает ее, снимает воспаления, раскрывает поры;
  • Березовый — незаменим при мышечных воспалениях, миозитах, ревматоидных состояниях;
  • Можжевеловый — обладает, пожалуй самым выраженными антибактерицидными свойствами. Приходится кстати при различных простудных заболеваниях.

Русская баня это не только парная, но еще и послебанный моцион, как правило, в предбаннике.

Чай, квас, пиво и излишества нехорошие

Как хорошо известно, в парной происходит активная потеря влаги человеческим организмом, а, поскольку сам человеческий организм состоит на 80% из воды, то потери необходимо восстановить.

Самый правильный вариант — травяной чай. Именно травяной поскольку индийские, цейлонские и прочие заморские чаи, в компании с отечественным чаем — краснодарским провоцирует активацию ритма сердечных сокращений, что в расслабляющей обстановке прохладного предбанника ни к чему. К тому же сердце и так активно поработало в условиях высоких температур. Прекрасен липовый чай, чай с травой душицы, чабреца.

Хорошо утоляет жажду классический деревенский хлебный квас. Когда на Руси появились бани, примерно тогда же и появился этот замечательный напиток. Хлебный квас насыщен микроэлементами, витаминами группы В, ферментами, которыми, в свою очередь, богат один из его основных компонентов — зерновой солод.

Пиво. Ну что такое русская баня без этого хмельного душистого, пенистого напитка. При умеренном потреблении пиво может принести определенную пользу или, по крайней мере, не нанести сокрушительный удар по здоровью. Вред приносит чрезмерное употребление. Понятно, что у каждого своя норма, но практичные и педантичные немцы подсчитали, что литровая пивная кружка это потолочная норма, для человека средней комплекции.

Вся правда о русской бане не может вместиться в объем одной статьи это огромная, интересная, самобытная и, практически неисчерпаемая тема. Много интересных фактов осталось за рамками этого по сути своей, обзорного материала.

Все рассказать невозможно. Но мы очень будем стараться.

Русские обычаи связанные с баней

Трудно себе представить насколько древней является русская баня. Что же представляет собой баня? Как правило, отдельно стоящее специально выстроенное здание (деревянное). Специальные приспособления и оборудования позволяют устраивать водные профилактические и лечебные процедуры, ну и содержать тело в чистоте.

Истоки возникновения бани

Каким образом наши предки обнаружили свойства воды превращаться в парообразное состояние можно только догадываться. Но наблюдения эти сыграли громадную роль в дальнейшем становлении и развитии банных мероприятий. Возможно, к зарождению бани причастны гейзеры и первые эксперименты с ними наших предков. Так или иначе, история утверждает, парная баня существовала в арсенале почти всех народов на планете. Подтверждению этому утверждению служат многочисленные находки на раскопках древних цивилизаций с различными по устройству, но сходными по целям применения конструкций. А служили эти конструкции для добывания пара из воды посредством резкого нагревания до парообразующей температуры. Что делает логичным утверждения что это и были древние бани.


Археологические раскопки древних банных помещений

Как давно появились бани, с точностью утверждать не берется никто. Но возможно еще люди каменного века пользовались паром от раскаленных камней. Историческую известность бани приобрели с установлением древнегреческой и древнеримской цивилизаций, затем распространивших банную культуру по всей Европе. Но с упадком Рима, католическая церковь наложила запрет на банный культ как греховный, чем навлекла на средневековую Европу немало бед – нечистота плоти очень привлекательна для болезнетворных микроорганизмов.


Средневековый запрет на бани в Западной Европе и его последствия

Народы финно-угорской этнической группы, благодаря отдаленности от святой церкви свято хранили традиции телесной чистоты, а Русь вела в банных традициях первенство. Древнегреческий историк Геродот упоминал о банях на территории Северного Причерноморья во время своего путешествия в Скифию еще за пять веков до Христа. У скифов она носила походный характер – шатер из войлока, раскаленные камни и семена конопли. Геродоту нравилось.


Конструкция скифских бань

Славянский вариант бани

Издревле у славян баня представляла собою небольшой сруб с очагом внутри для накаливания камней. На камни периодически подливалась вода, в результате чего образовывался пар. Воздухообмен производился сквозь открытые двери. Древние народные предания гласят об обитания в бане банника – странного старика, у которого из одежды лишь прилипшие к телу листья от веников. Ему приписывались возможности насмерть запарить посетителей бани. А посему в новый банный сруб наши предки приносили хлеб да соль. Делалось это для задабривания банника, дабы странный старик по вредности своей не причинял моющимся всяческих пакостей. Даже после принятия христианства на Руси старые поверья продолжали чтить, оставляя для банника ведерко с водой и веник после ухода из бани.


Дух бани

Языческие корни банных традиций уходят к дохристианскому культу воды и огня у древних славянских племен. Славянами почиталось божество рода, которое олицетворялось домашним очагом. И местом его обитания как раз и была баня. Но помимо культовых функций баня носила еще и сугубо практический характер. Это было место физического очищения тела и место проведения лечебно-профилактических мероприятий.


Славянский дух огня

Балий

Древняя славянская медицина предполагала наличие отдельной ветви «медработников», которые специализировались на врачевании посредством банных процедур. Именовались они древнерусскими словами «балий», «обаньщик». Смысловая нагрузка этих слов сродни слову «волхв» – врачеватель.

Православная церковь и баня

Интересное отношение к бане было у представителей православного духовенства начала второго тысячелетия.

В Киево-Печерском монастыре баня была обязательным атрибутом и больных лечили травами и парной. Пациентов монастырской больницы в обязательном порядке парили в бане при монастыре дважды в месяц.

Поташный промысел и гигиенические средства в бане

Именно так Руси называли мыловаренное дело, которым занимались целые деревни. Сырьем служил животный и растительный жир (льняное масло). Мило варили и в домашних условиях. Еще одним средством гигиены в русской бане был щёлок, приготавливаемый из золы (соломенной или древесной). Соломенная зола использовалась при купании новорожденных. Для косметических процедур женщины пользовались молочными продуктами, растительными маслами, медом, квасом. Обязательно в бане присутствовали высушенные пучки зверобоя, подорожника, крапивы, мяты и др. Использовалась дубовая кора.


Изготовления мыла для бани

Баня «по-черному» и «по-белому»

В древности вывод дыма из очага в бане отсутствовал, а сам очаг был расположен прямо в парной. В помещении стоял дым, глаза выедало, а стены покрывались копотью. Отсюда и название бани «по-черному». С течением времени конструкция усовершенствовалась каменной печью («каменкой») с дымоходом. Баня стала белой.


Баня “по-черному”

Бани с каменной печью постепенно вытеснили бани «по-черному», хотя вплоть до конца девятнадцатого века ими пользовались, а крестьяне побогаче имели сразу и ту, и другую.

Баня и свадебные традиции

Свадебный ритуал на Руси не обходился без бани. В канун свадьбы и жених с дружками, и невеста с подругами шли париться в баньку. Обряд также предписывал баню, и после свадьбы. В жизни супругов баня играла и ритуальное значение. Они парились вместе, для того чтобы отношения супругов были гармоничными.


Банные ритуалы и свадьба

Помимо всех терапевтических воздействий, баня на Руси играла роль родильного отделения и помещения, где проводился послеродовый период. Все это объясняется тем, что бани были самым чистым местом во всех хозяйственных и жилых постройках.


Русская баня. Легенды и история

Ссылка на основную публикацию