Санта-Барбара воронежского разлива или зачем в одном дворе появилось три шлагбаума

В Воронеже жильцы дома воюют из-за установленного шлагбаума

В Воронеже жильцы дома воюют из-за установленного шлагбаума

Установленный шлагбаум во дворе дома №82 по Московскому проспекту уже два года является предметом яростных споров местных жителей. Как рассказала корреспонденту РИА «Воронеж» жительница дома Елена Соляная, на скорое разрешение конфликта рассчитывать не приходится.

– Наш первый подъезд закрыт от въезда со всех сторон. Справа стоят бетонные блоки, они были тут еще до того, как мы въехали. А два года назад появился шлагбаум. Поставили его для того, чтобы жители других подъездов не могли парковаться перед нашим. Причем изначально некоторые жильцы вообще хотел сделать парковку с номерами, чтобы у каждой машины было свое место. Я не знала о том, что шлагбаум вообще хотят ставить – собрания жильцов не было. Было лишь объявление, приглашающее собраться владельцев автомобилей. У нас тогда машины не было. За весь подъезд, в котором 60 квартир, приняли решение автомобилисты. Машин на подъезд более двадцати, причем в некоторых семьях несколько автомобилей. Так что рады шлагбауму явно меньше половины жильцов.

Первое время Елена Ивановна не придавала произошедшему большого значения. Пока шлагбаум не стал помехой для некоторых из жильцов.

– То грузовик, который привез нам мебель, не мог въехать во двор, то дочка играла свадьбу в марте, и пришлось просить ключи у соседей, чтобы не идти в платье по лужам до машины. А недавно наша соседка сломала ногу, и «скорая» не смогла подъехать к подъезду – пришлось девушке самой прыгать на одной ноге до машины. Однажды шлагбаум даже ломали: мужчине стало плохо, он собрался с силами и сам разбил преграду. Я жутко переживала из-за шлагбаума во время беременности дочери, мы перестраховались и легли в роддом заранее. Я работаю на «скорой помощи» и вижу, что проблема с огораживанием дворов часто мешает врачам добраться до больного.

Недавно история вышла на новую стадию развития. Павел Карпов, зять Елены Соляной, приобрел машину.

– Мне сразу сказали, что не забудут о том, как Елена Ивановна ходила в прокуратуру. Противостояние, похоже, перерастает в настоящую войну.

По словам Елены Соляной, полюбовно конфликт уже не разрешить.
– Разговоры с теми, кто этот шлагбаум ставил, не сложились – мои собеседники сразу переходили на оскорбления. Я пошла в прокуратуру, и проверка показала: шлагбаум поставлен незаконно. После этого я должна была, по идее, обращаться в суд, но не решилась: ребята работают, я сижу с ребенком, а тяжба отнимает время и силы. Я махнула на все рукой. Изначально, когда шлагбаум только появился, мне предлагали купить ключи за 700 рублей. Но тогда мы жили вдвоем с дочкой-студенткой, и я, работающая на «скорой помощи» за 15 тысяч рублей в месяц, не могла потратить семь сотен на шлагбаум. Тем более что машины у нас не было. А сейчас, после всех скандалов, искать мира с этими людьми совсем не хочется. Мы обратились в онлайн-сервис «Сердитый гражданин», посмотрим, как все повернется, –призналась она.

Жилец того же подъезда Надежда Бригиневич объяснила: большинство все-таки поддерживает установку шлагбаума, и собрание жильцов на самом деле было, есть копия протокола.

– У нас больше половины подъезда проголосовало за установку шлагбаума. И считаю, что его появление абсолютно оправданно: раньше у нас был не двор, а какая-то проезжая часть. Люди из соседних домов ставили машины прямо на детскую площадку. А иногда даже не из соседних – приезжали непонятно откуда. Иногда мамы с маленькими детьми к подъезду не могли подобраться. Своим шлагбаум всегда откроют – те, у кого нет ключей, могут попросить соседей. У нас есть в подъезде люди, которые почти всегда дома. Так что это надуманная проблема.

Как объяснил подполковник внутренней службы Александр Воронов, заместитель начальника нормативно-технического отдела лицензирования и сертификации, установка шлагбаума не должна в случае пожара стать препятствием для машин спасателей.

– Есть статья 90 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и там четко прописано, что для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство проездов и подъездных путей для пожарной техники. И если из-за шлагбаума у пожарной машины нет возможности подобраться к подъезду, то это нарушение требований пожарной безопасности, ч. 8 статьи 20.4 административного кодекса. Гражданину такое нарушение обойдется в полторы-две тысячи рублей, – объяснил он.

Юрист и руководитель портала «Сердитый гражданин» Александр Шин объяснил: в российском законодательстве детальная процедура согласования на установку заграждений не прописана.

– Если жильцы дома желают ограничить проезд в свой двор с помощью установки шлагбаума, им необходимо получить разрешение на установку шлагбаума в соответствующих органах. Решение об установке шлагбаума принимается не менее чем 2/3 от общего количества голосов собственников. Голоса определяются по площади, а не по количеству квартир. Как правило, согласование на установку шлагбаума состоит из нескольких этапов: во-первых, нужно организовать общее собрание владельцев квартир, которое должно принять постановление о формировании земельного участка, на котором располагается жилой дом, и постановке его на кадастровый учет. Во-вторых, составить обращение в уполномоченные государственные органы для проведения процедуры формирования и постановки земельного участка на кадастровый учет. Так как шлагбаум не относится к объектам капитального строительства, то для его установки нет необходимости в получении разрешения на строительство, а также прохождении иных процедур, которые предусматривает градостроительное законодательство. В связи с этим необходимо заметить, что в действующем законодательстве не прописана детальная процедура согласования на установку заграждений типа шлагбаума, которые не являются объектами капитального строительства. Чтобы лица, которые устанавливали шлагбаум, не были привлечены к административной ответственности и избежали угрозы предписания о демонтаже шлагбаума, рекомендуется проводить согласование на установку шлагбаума со следующими органами: Управой района, на территории которого находится жилой дом, ГИБДД и МЧС РФ.

Шлагбаумы рядом с жилыми домами становятся причиной “гражданской войны” соседей

Осторожно, дворы закрываются

Еще каких-то пять лет назад в большинство московских дворов можно было въехать на машине. Например в гости. Или в ближайший магазин, у которого нет парковки. Сейчас сделать это все труднее: один за другим дворы отгораживаются шлагбаумами. Хотят как лучше: чтобы во дворе не парковалось «население» соседних бизнес-центров, чтобы местным жителям всегда хватало мест, чтобы по двору могли безопасно гулять мамы, дети и старики. А получается — как всегда: скандалы, конфликты, недовольство, вплоть до драк и вандализма. И парковочных мест опять-таки никому не хватает!

Фото: Геннадий Черкасов

Обычно шлагбаумания начинается так: по дому проходят активисты инициативной группы, которые собирают подписи и агитируют: снаружи — враги, которые мечтают захватить наш двор! Не дадим себя в обиду, закроемся, чтобы никто не прошел! Всего 5000 (приблизительно) рублей единоразово!

— Приходили не раз и не два, — рассказывает жительница улицы Куусинена Людмила Бубенцова. — Настаивали, пытались собрать общее собрание. Аргументы железные: действительно в наш двор ежедневно приезжает множество машин офицеров ближайшей военной части. Вечером, правда, уезжают, но дворы при этом забиты под завязку.

Жители этого конкретного дома учли, что закрыть шлагбаумом можно лишь небольшую площадку на 15 парковочных мест, и проектом не соблазнились. Но в других местах подобные кампании проходят на ура: если двор достаточно замкнут и при этом парковочных мест в нем несколько десятков — многим водителям, живущим в доме, кажется, что игра стоит свеч.

Для пешеходов

— Говорить можно много и нецензурно! — настроение Елизаветы Лихачевой, жительницы дома 2 по Волгоградскому проспекту, не опишешь иначе, чем «ярость». — Если до установки шлагбаумов у нас был большой «сталинский» двор со сквозным проездом, то теперь в нем стоит три шлагбаума, для каждого дома свой, и сквозного проезда больше нет! Выехать из двора теперь можно только задним ходом.

Вот первое из типичных последствий установки шлагбаумов. Домов в большинстве дворов — несколько, единого «смотрящего» (и принимающего деньги) выбрать крайне сложно, поэтому и шлагбаумы друг от друга независимы. Меньше возможностей для маневра — сложнее дворовый трафик. Вызываешь доставку из магазина — не доверяйся их навигатору, десять раз перезвони водителю и объясни, в какие ворота дома машину пропустят, а куда соваться не стоит.

— Люди, которые у нас управляют шлагбаумом, тяжело поражены «синдромом вахтера», — продолжает Лихачева. — Чтобы к подъезду пропустили такси или доставку мебели, нужно звонить старшему по дому и практически кланяться в ножки. При этом если речь о ночном времени, можешь нарваться на хамство: мол, свои в такое время суток дома сидят. Да какое их дело вообще-то, что, зачем и когда я заказываю?!

Вот и второй характерный минус шлагбаумов во дворах: они внезапно нарушают уклад ни в чем не повинных пешеходов — в том числе таких, как Лихачева, идейных противников автомобиля в мегаполисе. Вчера можно было без хлопот доехать «до двери» на такси, привезти продукты и мебель с помощью службы доставки — сегодня для этого нужно «выстраивать отношения» с неожиданно возникшими «советами по дому» и «старшими по подъезду». Ради чего?

А если шлагбаумы сочетаются еще и с заборами, то подобное «огораживание» порой портит жизнь пешеходам целого района. «У нас около метро «Первомайская» летом так огородилась 16-этажка, — рассказал «МК» житель Измайлова Илья Шихман. — В результате у них есть забор, а у нас нет пешеходной дорожки и короткого пути к метро».

Для водителей

— К нашему дому — монолитной «башне» советских времен — ведет единственная дорога, и она закрыта шлагбаумом, — рассказывает жительница дома 19 по Волжскому бульвару Анна Гончарова. — То есть подать машину к подъезду без санкции старшей по дому просто невозможно. Она вовсю пользуется этим: торгует местами на придомовой парковке, мест на 16. А кто не покупает и не арендует эти места — тем она пытается не продавать ключи от шлагбаума. Кстати, ключи эти она продает по 3500 рублей, а себестоимость его примерно 1200.

Когда власть над въездом берут самоназначенные «старшие по дому», искушение произволом бывает слишком велико. Отказать в подъезде матери ребенка-инвалида? Запросто! Ввести «шлагбаумные санкции» против отдельно взятых соседей, поссорившись с ними? Бывает! Что охраняют — тем, как говорится, и владеют. И это третье последствие шлагбаумании — причем не менее тяжкое, чем первые два.

Когда инициативщики ходят по квартирам и продвигают идею шлагбаума, они обычно обещают: все машины спецслужб (полиция, «скорая помощь», пожарные) будут проезжать беспрепятственно. Этого требует и закон: легальный шлагбаум в Москве можно установить только с возможностью свободного проезда спецтехники. Но гладко это выглядит только на бумаге.

— У нас никакой диспетчерской, которая пропускала бы спецмашины, нет, — рассказывает Наталья Иванова с 1-й Дубровской улицы. — У людей просто брелоки, которые к тому же работают только за несколько метров до шлагбаума. Так что «скорую» бабушки ходят встречать сами, своими ногами. Полиция раньше ездила по двору, патрулировала — теперь у шлагбаума разворачивается и уезжает. Трактору в основном открываю я сама, если в окно вижу (у меня открывается по звонку с телефона). А не открою — снег не почистят.

Исчезла и возможность объехать пробку дворами, которой раньше пользовались водители «скорой», продолжает Иванова. Учитывая, что рядом находится городской роддом №15, это особенно неприятно.

Борьба брони и снаряда

При этом все, кому действительно надо заехать во двор без приглашения, могут это сделать. «К нашему двору на Тверской многие уже подобрали ключи, — рассказала «МК» москвичка Зоя Ремизова. — Посторонние люди делают «отмычки», продают и покупают их, легко заезжают во двор. Так что все эти шлагбаумы — прежде всего от честных людей».

Следующая стадия этой «борьбы брони и снаряда» — усложнение брелоков. «В нашем кооперативе собираются заменить чип-карты на некопируемые брелоки или даже RFID-метки, которые надо клеить на лобовое стекло, — рассказал житель района Академический Артемий Пушкарев. — Потому что иначе двор оккупируют сотрудники ближайших офисов и студенты соседнего вуза».

Сторонники шлагбаумизации ссылаются на европейский опыт. Действительно, во множестве европейских стран закрытые дворы — правило, а открытые — исключение. Так, в Швеции дворов многоквартирных домов, в которые можно въехать, не так уж много — но если такие дворы есть, то там часто имеются шлагбаумы, рассказала «МК» жительница Гетеборга Ольга Холмстрем. Это, естественно, учитывая, что парковки в Швеции в большинстве своем платные, а домовладения частные.

Совсем другая ситуация сложилась в Восточном Берлине, который в 1950–1980-е годы развивался в русле советского градостроительства и этим похож на Москву. Там, как рассказывает житель германской столицы журналист Леонид Поляков, шлагбаумы не прижились.

— Наличие шлагбаума никак не гарантирует, что парковочные места достанутся именно тем, для кого предназначены, — говорит Поляков. — Допустим, приехали к кому-то гости и заняли половину парковки! А во-вторых, шлагбаум — это нежелательное препятствие для «скорой» и пожарных. Поэтому в восточноберлинских многоэтажных районах, похожих на московские окраины, в 90-е годы установили не шлагбаумы, а парковочные блокираторы. Квартиросъемщики получили ключи и инструкцию — уезжая, блокировать свое место. Аренда стоит для жителя каких-то символических денег.

По закону и по справедливости

Для решения об установке шлагбаума во дворе не требуется постановка земельного участка под домом на кадастровый учет, рассказал «МК» эксперт по информатизации столичного ЖКХ Владимир Рязанский. Однако этот шлагбаум нужно согласовать с муниципальными депутатами района, а правила его эксплуатации утвердить на общем собрании собственников дома. Шлагбаум и его конструктивные элементы являются общедолевым имуществом, отмечает Рязанский.

— Если жители сообща принимают решение «закрыть» двор, то установка шлагбаума позволяет этого добиться, — рассказал «МК» глава муниципалитета района Таганский Илья Свиридов. — В основном шлагбаумы приходят туда, где на улицах появляется платная парковка. К нам регулярно обращаются инициативные группы, просящие разрешения поставить шлагбаумы. Бывает некоторое количество и жалоб на установленные устройства, но это своего рода реакционные силы, которые чувствуют, что шлагбаумы нарушили привычный для них образ жизни. Например, нет у человека автомобиля — и вдруг кто-то посмел поставить ворота или шлагбаум. Он считает, что такого права у людей нет — на самом деле оно есть. Проблемы же с доставкой и такси легко решаются — нормальные люди найдут способ договориться между собой.

Практика, однако, показывает, что на данный момент многим москвичам проще воевать с соседями, чем договариваться. «У нас соседи было поставили шлагбаум, — рассказал «МК» житель Дмитровского района Владимир Волков. — Ну и что, один раз его разнесли в щепки, другой — и перестали восстанавливать. По сути-то, он загораживает общую территорию, с чего это кто-то начал решать, кому здесь ездить, кому нет?». Со дня великой и ужасной революции, прошедшей под лозунгами об отмене частной собственности, прошло ровно сто лет.

СПРАВКА “МК”

До середины XIX века в Москве практически не существовало многоквартирных домов в нынешнем понимании этого термина. Основным типом домовладения была индивидуальная усадьба с двором — въезд в который, разумеется, регулировался владельцем земли и дома. Роль шлагбаума играли традиционные усадебные ворота. Все изменилось с появлением доходных домов, где один небольшой двор приходился сразу на множество квартир. Держать в таком доме «выезд» — то есть экипаж и хотя бы одну лошадь — было невозможно: именно поэтому даже преуспевающие профессионалы начала ХХ века — адвокаты, врачи, ученые — собственного выезда, как правило, не имели. Ворота доходных домов на ночь закрывал дворник, являвшийся одновременно и низшим чином полиции. Кстати, за то, чтобы открыть ворота ночью запоздавшему жильцу, он ожидал чаевых: еще бы, подняли с дивана!

Следующая точка перелома — начало ХХ века, время появления в Москве частных автомобилей. Их начали парковать поначалу в специальных гаражах — по крайней мере это обеспечивало защиту от кражи. Но в начале прошлого века машин в частных руках было еще слишком мало, в раннесоветские времена тем более. Поэтому проблема парковок все еще была неактуальна. А дворники работали практически по-прежнему — разве что ворота на ночь чаще всего не запирались. С этим «пережитком прошлого» было покончено в начале 1960-х годов: дворники исчезли, а новые кварталы стали строить в свободной планировке. Автомобили — тогда еще немногочисленные — парковали прямо у подъездов, то есть во дворах и на улицах. Примерно так — с поправкой на увеличение автопарка и появление «элитных» закрытых домов в 90-х годах — ситуация выглядела до нашего времени, когда с 2012 года в Москве поэтапно начали вводиться платные парковки — и жители многих домов задумались об «огораживании» дворовых паркингов.

Читайте также:  6 причин образования пустоцветов на кабачках: как легко устранить проблемы дачников

Лучшее в “МК” – в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

Кто разрешил обносить многоквартирные дома заборами? И почему это плохо

Центр города стал похож на тюрьму из-за многочисленных заборов и ворот

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читать все комментарии

В то время как в Москве началась кампания по избавлению города от нелепых заборов, уродующих пространства (об этом читайте ниже), некоторые воронежцы только почувствовали к заборам вкус. Можно ещё понять, когда люди пытаются ограничить парковку в своих дворах или сквозной проезд автомобилей (хотя шлагбаумы для таких целей подходят гораздо лучше). Но в последнее время появилась другая, необъяснимая, тенденция — закрывать дворы не для проезда, а для прохода других людей. Это похоже на деревенскую психологию — мол, раз у нас тут есть дом и двор, значит, и забор с воротами должен быть. И чтоб чужие мимо не ходили!

Вот только забывают такие «рачительные хозяева», что город не деревня, что организацией городских пространств занимаются во всём мире целые институты. И что заборы разрушают единство городских пространств и пешеходные маршруты, которые градостроители предусмотрели ещё десятки лет назад. И когда в Жилищном кодексе появилось такое понятие — придомовая территория, — городские власти и в страшном сне не могли себе представить, что жильцы начнут огораживать эти территории заборами и огораживать даже пешеходные тротуары.

Комиссаржевской, 15б

Чужие здесь не ходят!

Этот шестиэтажный дом был построен в 1999 году. По тротуару мимо фасада этого дома родители много лет водили детей в лицей № 7 с остановки «Комиссаржевской» на Кольцовской. А вдоль торца дома можно было выйти по тротуару от здания управления Пенсионного фонда области на улицу Комиссаржевской. Тротуаром этим пользовались и пенсионеры из дома № 34 на ул. Студенческой, и жители других близлежащих домов, и постояльцы хостела. Несколько лет назад жильцы дома № 15б огородили свой двор забором, который, однако не перекрывал проход по этим тротуарам.

— Но этого нашим соседям показалось мало, и нынешним летом они решили огородить всю свою придомовую территорию, да ещё и, похоже, прихватили чужую, перекрыв некогда общедоступные тротуары и поставив на них аж четыре калитки с кодовыми замками! Тюрьма получилась в центре города! — возмущается житель дома № 34 по Студенческой Владимир. — Теперь их закрытый двор все должны обходить — дети каждый день шлёпают по грязи в школу и обратно через двор нашего дома по тропинке, которая расположена всего в 20 метрах от дома 15б. Но не по тротуару вдоль дома 15б.

А проход на улицу Комиссаржевской теперь перекрыт. Пенсионеры из дома № 34 по Студенческой с ужасом ждут зимы — ведь, чтобы дойти до аптеки и магазина, им нужно будет делать серьёзный крюк по скользким тротуарам.

— Зачем это сделали жильцы дома на Комиссаржевской? — продолжает Владимир. — Все, натыкаясь на забор, говорят, что это идиотизм и «колхоз» — городить такое в центре! И это ещё самые мягкие определения. И ведь забором жители дома 15б не от бандитов закрылись, а хотят всем показать, кто здесь хозяин. Мол, мимо нашего дома не ходи!

Не рады забору и работники расположенного в доме 15б хостела. По их словам, гости города бывают неприятно удивлены тем, что для входа в гостиницу им нужно преодолевать калитки с кодовыми замками.

Кстати, жильцы дома 15б так увлеклись заборостроительством, что действительно прихватили своими изгородями чужую территорию. После обращения «МОЁ!» управа Центрального района направила обслуживающему дом ТСЖ «Отрада» предписание демонтировать металлическое ограждение до 25 сентября, в противном случае в управе пообещали демонтировать забор принудительно. Указанный срок прошёл, но забор по-прежнему на месте. А председатель правления ТСЖ «Отрада» Сергей ПИСКУНОВ, похоже, готов отстаивать каждый сантиметр незаконного ограждения.

— Да, мы запретили проход по своей территории на основании решения общего собрания собственников жилья, — сообщил «МОЁ!» Сергей Пискунов. — Придомовая территория является собственностью жильцов. Проход мимо нашего дома к улице Комиссаржевской всегда был нашим. Мы его закрыли, потому что его часто использовали в качестве туалета. А в том, что мы вышли за пределы своей территории, не вижу ничего страшного. Речь идёт о полоске земли шириной 47 сантиметров. Если мы подвинем забор обратно на 47 сантиметров, вряд ли там кто-то сможет пройти. Мы обратились в департамент имущественных и земельных отношений области с просьбой разрешить нам использовать этот участок.

Однако, по словам жильцов соседних домов, пьяные компании в этом месте не собирались, тротуаром активно пользовались и местные жители, и школьники, и сотрудники Пенсионного фонда, и постояльцы гостиницы. Посмотрим, насколько решительно готовы отстаивать здравый смысл в этом вопросе мэрия и правительство области — «МОЁ!» обязательно будет следить за этой историей.

проспект Революции, 9а

Калитка закрыта навеки

Здесь не менее интересная ситуация. 14-этажный дом построили на месте пустыря на склоне совсем недавно — в 2009 году. С расположенной в низине улицы Сакко и Ванцетти во двор этого дома ведёт нагорная лестница.

— Ещё недавно, поднявшись по этой лестнице, можно было пройти через двор к остановке транспорта на проспекте Революции, — рассказывает житель улицы Арсенальной Дмитрий. — Однако около двух месяцев назад вход во двор с лестницы вдруг оказался закрыт глухим забором с калиткой.

А со стороны двора на калитке, как мы увидели на месте, стоит электронный замок.

— Закрыть этот проход решили жильцы на общем собрании, — главный инженер ТСЖ «Проспект Революции, 9а» Александр ЕРМАКОВ буквально слово в слово повторил аргумент председателя ТСЖ с Комиссаржевской, 15б. — Нам тут все подъезды изрисовали.

Но кто? Неужели именно те, кто пользовался калиткой? Стоит сказать, что со стороны проспекта Революции вход во двор открыт. Так что вандалы туда в любом случае попадут. Вот только были ли эти вандалы на самом деле? Каждый подъезд в доме закрывается на кодовый замок, и узнать код чужакам не так просто.

Владимира Невского, 79

Для каждой машины свой выезд с парковки

Десятки тысяч воронежцев паркуют свои автомобили в своих дворах и не догадываются, что машину тоже можно… огородить забором. И первый шаг в этом направлении уже сделан на улице Владимира Невского, 75. Там несколько лет назад ТСЖ «Наш дом» решило устроить собственную огороженную стоянку машин. И не обычную, а такую, чтобы у каждого автомобилиста были собственные ворота во внутриквартальный проезд.

Судя по документам, поначалу забор прихватил даже часть тротуара. В дело вмешалось даже Управление ГИБДД, которое вынесло товариществу собственников жилья предписание подвинуть забор и восстановить тротуар. Но и сейчас забор с множеством ворот выглядит странно.

Почему в Воронеже появилось так много заборов?

С одной стороны, товарищества собственников жилья, ЖСК и управляющие компании, которые устанавливают заборы, закон не нарушают — придомовые территории находятся у них в собственности. Но кто, как и на каких основаниях передал участки в собственность жильцов? И имеют ли они право распоряжаться ими как им вздумается и строить там что захочется? Вот что нам рассказали специалисты.

До 2006 года придомовые территории в Воронеже практически не были разграничены. Но затем ТСЖ и советы многоквартирных домов начали оформлять нужные документы. Границы придомовых территорий определяла администрация города. А если точнее, управление земельных отношений и управление главного архитектора.

Землеустроители в беседе с «МОЁ!» рассказали, что само понятие «придомовая территория» в Жилищном кодексе объясняется весьма расплывчато — это всё, что нужно для обслуживания дома. Поэтому, вероятнее всего, чиновники мэрии «рисовали» придомовые территории на имеющихся у них картах… как придётся. Затем всё это узаконивалось постановлением администрации города об определении границ той или иной придомовой территории. С этим постановлением ТСЖ или совет многоквартирного дома отправлялись в Росреестр, где и оформляли право собственности на земельный участок. Получается, что появлению проблемы заборов в своё время поспособствовали именно городские власти.

«МОЁ!» обратилась в мэрию с запросом на имя главы города Вадима Кстенина. В нём мы, в частности, интересовались, почему придомовые территории в большинстве случаев примыкают друг к другу вплотную — без сохранения места для прохода пешеходов. На этот вопрос мэрия пока не ответила. В неофициальном разговоре представители администрации города пояснили, что нынешнему управлению имущественных и земельных отношений ответить нам просто нечего. Мол, так уж вышло, а почему — никто не помнит, так как сотрудники управления сменились.

«Заборы между дворами — это нецивилизованно»

Связаться с бывшими мэрами Воронежа Сергеем Колиухом и Борисом Скрынниковым нам пока не удалось (Сергею Колиуху мы в итоге отправили запрос как депутату Гордумы). А вот найти руководителей, которые курировали в те годы в мэрии градостроительство и земельные отношения, было проще.

— Мы не оставляли свободного места между придомовыми территориями для того, чтобы не оставалось бесхозных участков, — утверждает работавший заместителем главы города с 2013 по 2017 год Владимир АСТАНИН. — Придомовую территорию мы выделяли жильцам для того, чтобы они несли за неё ответственность, а не для того, чтобы они тут же начинали её огораживать. Заборы между дворами — это абсолютно нецивилизованно. И я надеюсь, что мы будем жить в городе без заборов на каждом шагу.

Бывший вице-мэр Юрий ГАЙДАЙ (работал в этой должности с 2000 по 2004 и с 2008 по 2012 год) в целом повторил мысль Владимира Астанина, но был более эмоционален:

— Естественно, мы определяли границы земельных участков не для того, чтобы по этим границам пролегли заборы. Нам нужно было урегулировать земельные отношения. А заборы ставят дураки! Так и напишите!

ОТ РЕДАКЦИИ

«Заборы — признак нездоровой среды»

Власти по всей стране всерьёз начали заниматься проблемами организации городских пространств. На прошлой неделе, выступая в Совете Федерации, вице-премьер правительства России Виталий Мутко заявил, что во всех российских регионах будут созданы центры компетенций по благоустройству городов, а уже до конца года в России будет утверждён индекс качества городской среды. И воронежская заборная самодеятельность идёт вразрез с этой политикой.

Столичные новшества провинциальные города обычно воспринимают спустя годы. А в Москве сейчас всерьёз задумались и о заборах, которые в обилии появились здесь в 1990-е и начале 2000-х. «Правильные дворы не должны быть огорожены заборами — признаками нездоровой среды, однако сегодня в Москве их количество зашкаливает», — рассказал в интервью РИА «Новости» около месяца назад главный архитектор города Сергей Кузнецов.

Он отметил, что ощущение безопасности, которое даёт забор, ложное. По его мнению, человек злонамеренный без проблем его преодолеет, а если нужно будет помочь, то забор может помешать, поэтому «когда забора нет и всё видно насквозь — так куда безопаснее».

Действительно, функциональность заборов, огородивших дворы от пешеходов, сомнительна. Что они дают жильцам этих домов, кроме демонстрации пренебрежительного отношения ко всем остальным жителям города? А что, если вдруг все воронежцы решат огородить свои дворы заборами? Представляете, в каком городе мы будем жить? Перефразируя слова профессора Преображенского из булгаковского «Собачьего сердца», заборы в головах. С этим согласна и архитектор и куратор спецпроектов московского института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Дарья ПАРАМОНОВА, с которой связались корреспонденты «МОЁ!».

— Забор — это символ, с помощью которого вы сообщаете кому-то: «Это моё!», — рассказывает Дарья. — А поскольку мы не привыкли доверять законам, символ должен быть максимально выразительным. То есть забор не просто условный, невысокий, а надёжный. Это психологический приём. Большое количество заборов в городе говорит о несвободе — как внутренней, так и внешней. Изменится ситуация — исчезнут заборы.

Осторожно. Как открыть любой шлагбаум

Въезд во двор многоэтажек всё чаще стали перегораживать шлагбаумами. В новостройках их ставят едва ли не по умолчанию.

С одной стороны, это плюс: никто не въедет на большой скорости во двор, под окнами не появится оживленное шоссе для объезда пробок, воры не смогут вывезти крупную технику машиной, кто попало не припаркуется под окнами.

С другой стороны, если у вас нет машины, но часто приезжает доставка, вам не улыбается выходить каждый раз к шлагбауму.

Да и вообще: легально ли перекрывать въезд во двор шлагбаумом? Разбираемся, что об этом говорится в законодательстве РФ, и как некоторые проезжают под шлагбаум в любой двор.

На каком вообще основании ставят шлагбаумы


Моя твоя не понимать

Жильцы проводят общее собрание собственников помещений в домах, перед которыми хотят установить шлагбаум. На нем голосуют: если большинство жителей за шлагбаум, его можно установить(ч.1 ст. 46 ЖК РФ).

На собрании решают, кто и как обеспечит беспрепятственный проезд спецслужб на огражденную территорию в любой момент. Можно поручить это консьержу, нанять охранника или установить устройство ввода кода, который сообщают спецслужбам.

Жильцы должны выбрать подрядную организацию, которая разработает проект шлагбаума. Она же может установить конструкцию и обслуживать её. Но перед установкой нужно передать решение собрания жильцов и проект размещения шлагбаума в совет муниципальных депутатов округа.

У депутатов есть 30 дней на принятие решения. Ставить шлагбаум можно, только если депутаты разрешат. Установку также придется согласовать с ГИБДД и пожарной инспекцией.

Платить за установку, ремонт и обслуживание шлагбаума должны сами жильцы. Если хотят нанять охрану, на неё тоже придётся скинуться.

В Москве можно получить до 100 тыс. рублей софинансирования на установку шлагбаума. Но за брелоки, эксплуатацию и ремонт придется платить из своего кармана.

Что, если шлагбаум установлен незаконно?

Часто бывает, что жильцы одного дома огораживают себе шлагбаумом место для парковки, при этом жильцы других домов не могут проехать к себе во двор. В этом случае либо шлагбаум установлен без решения муниципальных депутатов, либо это решение незаконное – нужны протоколы собраний жителей каждого дома и соответствующие результаты голосования.

Что делать? Обращаться в суд и указывать в исковом заявлении, почему шлагбаум не должен здесь стоять. Если суд удовлетворит иск, жильцам придется заплатить за демонтаж шлагбаума.

Также шлагбаум не должен мешать пешеходам. И не имеет значения, в этом доме они живут или нет. Мешает? Обращайтесь в суд.

Нельзя устанавливать шлагбаум, если земельный участок, на котором стоит дом, не сформирован и не поставлен на кадастровый учет. Тогда жильцы не вправе им распоряжаться. Кадастровая карта здесь, проверьте.

Нельзя устанавливать шлагбаумы на проездах и дорогах. Узнать, как классифицируется место, можно в управлении архитектуры.

Есть и ещё несколько пунктов. Например, шлагбаум не должен зауживать ширину проезда до 5 метров и провоцировать перекладку коммуникаций на глубине более 30 см. Наконец, шлагбаум должен быть достаточно легким и открываться с помощью ручного привода.

Что если ваше авто не пускают во двор вашего дома?

Шлагбаумы всегда были способом заработка, чаще всего незаконного. Сейчас некие дворовые объединения автовладельцев и другие сомнительные организации пытаются брать деньги за парковку во дворе у жильцов того же двора.

Читайте также:  5 советов от моей бабушки: что нужно для хорошего урожая капусты

Логика простая: вы на шлагбаум не сбрасывались, места все распределены, кто первый встал, того и тапки, и вообще мы здесь власть.

Если вы – собственник жилья, то вас не могут не пустить во двор и запретить вам парковаться. В п. 1 ст. 262 ГК РФ четко сказано:

Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Участок, на котором стоит ваш дом – общая долевая собственность всех хозяев помещений в этом доме (ч. 5 ст. 16 Закона О введении в действие Жилищного кодекса РФ). Все собственники помещений в многоквартирном доме могут пользоваться и распоряжаться этим участком (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).

Если соседи запрещают вам въезжать во двор, они нарушают законы. Никакое решение собрания жильцов, автовладельцев и прочих ответственных граждан не может противоречить российскому законодательству.

К количеству машин у собственника тоже никто не может придираться. Даже если это машины друзей, арендованные и так далее.

Если вы выступили против шлагбаума и не платили деньги за его установку и обслуживание, вам могут не выдать брелок от него. Но тогда ЖСК должен назначить ответственного, который будет каждый раз открывать шлагбаум перед вами.

Не открывают? Снимайте это на видео и вызывайте полицию, ведь ваши гражданские права нарушают. Систематически не пускают? Подавайте в суд на ЖСК. Вот одно из определений Верховного суда, на которое можно опираться.

Наконец, если вы не знали о собрании жильцов по поводу установки шлагбаума или считаете, что оно прошло с нарушениями, тоже можете обратиться в суд. Возможно, установку признают незаконной. Придется заплатить за демонтаж, потом сделать всё как положено и заплатить за повторную установку.

А что, если квартира съемная? Могут ли запретить въезд во двор?

Здесь сложнее, ведь вы не собственник квартиры.

Самый выгодный для вас вариант – упирать на ст. 209 и ст. 606 ГК РФ. Если собственник квартиры по договору аренды передает вам часть своих прав, то в них входит и право пользования придомовой территорией.

Неразмеченное место во дворе не является отдельным объектом гражданских прав, если соответствующих данных нет в кадастре.

Соответственно, если хозяин квартиры, которую вы арендуете, передает вам брелоки для открытия шлагбаума, он не нарушает закон. Наоборот, он передает вам права на пользование частью общего имущества в рамках договора аренды.

Таким образом, можно доказать, что вы имеете право парковаться во дворе, хотя и не являетесь собственником помещения. Просто в ГК РФ прямо и однозначно об этом не сказано.

Спорные моменты возникают, если собрание жильцов приняло решение о запрете въезда во двор третьих лиц. Но тогда и доставка, и друзья ваших соседей во двор заезжать не должны. Фиксируйте подобные вещи на видео, чтобы было, что предъявить в случае чего.

Это правило используют и в отношении клиентов юрлиц. К примеру, фирм, которые выкупают помещения на первых этажах и обустраивают парковку для клиентов. Чтобы чужие машины заезжали под шлагбаум, нужно согласие других собственников помещения.

Как насчет авто из каршеринга? На нём заезжать можно?

Ситуация двоякая. С одной стороны, шлагбаум не должен препятствовать въезду жильцов во двор. Своя машина или каршеринговая, в данном случае неважно.

С другой, если машину со двора забирает не жилец дома, её могут и не выпустить. Теоретически.

Обычно в правилах каршеринга чётко прописано, что авто нельзя оставлять на частной стоянке за шлагбаумом. За это грозит штраф , и вы должны будете компенсировать эвакуацию авто.

Но если вы хотите заехать во двор, выгрузить вещи и выехать обратно, то имеете на это полное право, и каршеринг к этому докапываться не должен.

Как открыть шлагбаум вручную?

Если автоматика сломалась или выключили свет на районе, то, по инструкции, можно отключить питание и задействовать аварийный расцепитель под защитной крышкой. Она открывается несложным ключом. Если повезет, простым трехгранником.

Внутри стойки для шлагбаума найдете вентиль с надписями. Его нужно разблокировать, чтобы шлагбаум перешел в ручной режим. Затем можно покрутить вентиль в нужную сторону, чтобы поднять стрелу.

Есть и другие конструкции, но суть та же: крутите ручку, стрела идет вверх или вниз.

Как скопировать свой брелок от шлагбаума

Достаточно узнать модель шлагбаума и найти в сети чистый брелок, совместимый с ним. Стоит брелок от 150 рублей. Можно использовать универсальные брелоки – они работают в широком диапазоне (280-868 МГц и более), стоят от 500 рублей.

Чтобы скопировать код, потребуется брелок соседа/охранника. Как копировать код на конкретный брелок, читайте в инструкции (там обычно важен порядок и длительность нажатия кнопок). Важно, что в любом случае в процессе копирования нужно нажать кнопку на оригинальном брелоке, а затем подтвердить действие на новом.

Есть и другой способ, не очень прозрачный с точки зрения закона. Если на новом брелоке вовремя войти в режим программирования, дождаться, пока кто-то из жильцов нажмет на своем брелоке кнопку открытия ворот и затем завершить копирование, у вас скорее всего появится собственный функциональный брелок. Делать так, конечно же, не надо.

Способы работают только для шлагбаумов с постоянным (статическим) кодом. Если код плавающий (меняется), то каждый новый брелок нужно добавлять в память блока управления.

А что за глушилки сигналов шлагбаума, о которых говорят?

Шлагбаумы, которые открываются с SMS, звонка со смартфона или GSM-брелоков, принимают радиосигнал. Если сигнала нет, шлагбаум перестанет открываться.

На такое способна практически любая GSM-глушилка. Владение таким устройством в частных руках строго ограничено с точки зрения закона: глушилку нужно регистрировать, иначе наложат штраф – от 500 до 1000 рублей.

Если кто-то балуется с шлагбаумом вашего дома, найти его своими силами будет сложно. Лучше обратитесь к участковому. Потому что мало ли, приедет пожарная бригада или скорая, а шлагбаум не открывается.

Как взламывают шлагбаум (осторожно, это нелегально)

Некоторые пользуются микрокомпьютером Arduino Nano и передатчиком, совместимым с воротами, а также сканером брелоков от шлагбаума. Здесь умелец собирал сканер, а в этом видео – систему для взлома шлагбаумов (код программы для Arduino выложен здесь). На Хабре была ещё одна подобная инструкция.

Другой способ – готовый граббер. Это устройство, которое умеет сканировать коды доступа и чаще всего уже содержит в памяти коды от популярных моделей шлагбаумов.

Обычно граббер работает и со статическими, и с динамическими кодами. Нужно дождаться, когда кто-то откроет ворота, поймать код и записать в память устройства.

Продают такую штуку от 10 тысяч рублей и более. Конкретная цифра зависит от дальности работы и качества кодовой базы.

Законно ли это? По нормам ч. 1 ст. 138.1 УК РФ к специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации кодграбберы вполне можно отнести.

Ответственность устанавливается только за покупку, производство или сбыт таких устройств. Но всё настолько неоднозначно, что лишний раз мы рисковать не рекомендуем.

Самое главное

Сначала попытайтесь решить проблему законными способами или договориться с соседями, пусть даже к переговорам и придется подготовиться.

И не ломайте шлагбаум – если он стоит законно, это квалифицируют как порчу имущества. Хотя надо признать, что современные конструкции не очень-то и прочные.

Снесут ли шлагбаумы во дворах? Кто это сделает?

Шлагбаумы на въездах во дворы должны автоматически открываться при пожаре, чтобы спасатели могли проехать к дому.

Шлагбаумы на въездах во дворы должны автоматически открываться при пожаре, чтобы спасатели могли проехать к дому. Это закреплено в новых Правилах противопожарного режима, которые вступают в силу с 2021 года. Шлагбаумы и требования к ним в прежнем документе не упоминались. Это наводит на мысль, что большинство уже установленных заграждений с нового года окажутся вне закона. На самом деле, ничего принципиально нового в требованиях МЧС не появилось: законы и раньше обязывали собственников заботиться о том, чтобы пожарные могли свободно въезжать во дворы. Как закон открывает шлагбаумы экстренным службам, разобралась «Парламентская газета».

Всё дело в системе

Резонансный пункт Правил противопожарного режима касается правообладателей земельного участка — они должны обеспечивать «надлежащее техническое содержание дорог, проездов и подъездов к зданиям». Любое препятствие для проезда пожарной техники считается нарушением, будь это сарай, дерево или шлагбаум.

Однако волнение россиян вызвало следующее требование: «система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов», установленных на проездах во дворы. Допускается открытие заграждений вручную — дежурными или консьержами, в том числе дистанционно, с помощью видео- или аудиосвязи.

Важно обратить внимание, что это требование относится именно к системам противопожарной защиты. Под ними эти же правила подразумевают сигнализацию, автоматические установки пожаротушения, оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре и так далее.

Что делать собственникам

Получается, что если в многоквартирном доме есть противопожарная «автоматика», то она теперь должна ещё и открывать шлагбаумы при срабатывании сигнализации.

Устанавливать пожарную сигнализацию в многоквартирных домах требует свод правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты». Эта норма обязательна для новых домов, пояснил «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Васильев. «Примерно с 2016 года (могу ошибаться в точной дате) застройщики ещё на стадии проектирования обязаны прописать установку противопожарной сигнализации и системы дымоудаления в высотных зданиях», — уточнил он.

По его словам, жильцы могут модернизировать заграждение под новые правила. «Шлагбаум менять не надо, если только речь идёт не об устаревших моделях, которые нужно поднимать руками. Но мы эти модели не рассматриваем, так что да, достаточно подключить шлагбаумы к системе управления пожарной сигнализацией. Конечно, это только в том случае, если это управление в доме есть», — отметил депутат.

Если же противопожарной автоматики в доме нет, то новые правила позволяют открывать шлагбаумы при пожаре вручную — то есть поручить это дежурному или консьержу. Обычно для связи с ними на самом заграждении размещают кнопку вызова или номер телефона, а благодаря видео они могут понять, что им звонят сотрудники экстренных служб, а не желающие сэкономить на платной стоянке.

Ничего нового

Новая редакция Правил противопожарного режима не вводит новых требований, пояснили «Парламентской газете» в пресс-службе МЧС.

«Правилами не устанавливаются новые ограничения, а конкретизируются ранее существующие требования на основании причин и последствий крупных пожаров», — сообщили в ведомстве. Там уточнили, что из новых правил исключены устаревшие, дублирующие и избыточные требования.

«Шлагбаумы на придворовых территориях можно обустраивать при условии, если они не препятствуют проезду спецтехники к месту пожара или происшествия. Проезд должен обеспечиваться в автоматическом режиме или специальным дежурным», — уточнили в пресс-службе МЧС.

По сути, документ лишь указывает, как именно нужно обеспечивать проезд пожарных расчётов во дворы. Потому что обязанность собственников шлагбаума заботиться о свободном доступе пожарных во двор уже давно закреплена в законодательстве.

Например, с 2008 года действует Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Он относит обеспечение беспрепятственного доступа пожарных к месту возгорания к первичным мерам безопасности, которые обязательны к исполнению.

Как поставить шлагбаум

Первым делом жильцам, желающим защитить свой двор от чужих авто, нужно провести общее собрание, на котором эту идею поддержит две трети собственников.

Затем, как правило, вопрос согласовывают с местными властями. В Москве, например, совет депутатов может не разрешить установку шлагбаума, если проект его размещения не обеспечивает круглосуточный беспрепятственный проезд экстренных служб. В ряде других регионов собственники сами согласовывают проект с пожарной инспекций и ГИБДД — без их слова местные администрации не согласовывают установку заграждений. Такой порядок действует, например, в Московской области.

Но все эти нюансы закреплены в местном законодательстве, тогда как на федеральном уровне такой нормы нет, утверждает Александр Васильев.

Демонтировать шлагбаум возможно только по судебному решению, добавил он. «Потому что сейчас у нас в стране нет регламентирующих правил, кроме как в столице. Если ты собственник жилья, то некапитальные строения ты можешь ставить столько, сколько хочешь, но по согласованию с другими собственниками», — уточнил депутат.

Закон позволяет пожарным машинам сносить шлагбаумы, если они мешают им проехать к месту происшествия. В этом случае спасатели не станут возмещать ущерб собственникам. Более того, если шлагбаум повредит машину, то им придётся ещё и оплачивать её ремонт.

Не стоит забывать о штрафах, полагающихся за нарушение требований пожарной безопасности: согласно КоАП РФ, гражданам придётся заплатить 2-3 тысячи рублей, должностным лицам — 6-15 тысяч рублей, ИП — 20-30 тысяч рублей, юрлицам — 150-200 тысяч рублей.

8 советов по выбору рубероида для кровли

Рубероид уже давно зарекомендовал себя как практичный и недорогой кровельный материал, также он может использоваться как часть кровельного пирога. В зависимости от типа основы и посыпки рубероид применяется в разных целях, а с появлением современных разновидностей материала сфера его использования значительно расширилась. Чтобы сделать правильный выбор рубероида для кровли, необходимо знать основные свойства всех его видов и особенности применения каждого из них.

№1. Преимущества и недостатки рубероида

Рубероид нашел широкое применение как кровельный и гидроизоляционный материал, используется для обустройства крыш гаражей и домов с плоскими и односкатными кровлями. Материал реализуется в рулонах, состоит из нескольких слоев. Основа давно знакомого всем рубероида – кровельный картон, который пропитан битумом и сверху защищен посыпкой. Последняя служит защитой от ультрафиолетовых лучей, механических повреждений, повышает гидроизоляционные свойства материала и препятствует его склеиванию в рулонах. Посыпка может выполняться из разных материалов, а в качестве основы сегодня используется не только кровельный картон, но об этом ниже.

Для всех видов рубероида характерны такие общие положительные качества:

  • полная влагонепроницаемость, которая позволяет применять рубероид в качестве гидроизоляционного материала при обустройстве кровель и фундаментов, причем не так давно достойной альтернативы ему вообще не было;
  • невысокая стоимость;
  • применение модифицирующих полимерных добавок позволяют получить устойчивый к ультрафиолетовому излучению и перепадам температур материал. Новые виды рубероида прослужат около 15-50 лет в зависимости от состава.

Традиционный рубероид обладает существенным недостатком – высокая чувствительность к перепадам температур. На жаре битум размягчается, на морозе становится чересчур хрупким и растрескивается, поэтому и долговечность такого материала невысокая – 5-8 лет. Эти минусы исправлены изменением некоторых составляющих компонентов в современных образцах рубероида, поэтому спрос на материал остается стабильно высоким.

№2. Тип посыпки рубероида

От типа используемой посыпки зависят некоторые свойства рубероида и сфера его применения. Чаще всего в качестве просыпки используют такие материалы:

  • крупнозернистая посыпка из каменной крошки, в маркировке обозначается буквой К. Такой рубероид может использоваться в качестве верхнего и нижнего слоя кровельного пирога, а также для организации гидроизоляции;
  • чешуйчатая посыпка из слюдяного сланца обозначается в маркировке буквой Ч. Рубероид такого типа может использоваться для обустройства верхнего слоя кровли;
  • рубероид с мелкозернистой посыпкой из песка (М) может быть использован в качестве нижнего слоя кровли или для обустройства гидроизоляции;
  • рубероид с пылевидной посыпкой (П) из мела и талька может применяться только для обустройства гидроизоляции или в нижней части кровельного пирога.

№3. Маркировка рубероида

О свойствах и назначении рубероида можно судить по его маркировке. Согласно ГОСТу, материал должен обозначаться буквенно-цифровой аббревиатурой типа РКП-300, где вторая буква говорит о типе рубероида (К – кровельный, П – подкладочный), а третья – о типе посыпке. Цифра указывает на марку картона, который и лежит в основе рубероида, и говорит о его плотности в г/м 2 . Например, маркировка РКК-400 означает, что перед вами кровельный рубероид с крупнозернистой посыпкой с картоном плотностью 400 г/м 2 . Для кровельного рубероида используют картон марок 350 и 400, а картон марки 300 используется только для подкладочного рубероида. Иногда в маркировке используется еще одна буква, которая говорит о специфических свойствах материала: Ц означает, что рубероид будет окрашен в какой-то цвет для повышения декоративных качеств, Э – означает, чтоб перед вами эластичный материал.

Читайте также:  Переехала в Москву и не смогла устроиться: 5 причин, почему мне в провинции лучше

Наибольшее распространение получил рубероид таких марок:

  • РКП-300 – мягкий рулонный материал, применяется как нижний слой кровельного пирога и в качестве гидроизоляции;
  • РКП-350 может использоваться в качестве как нижнего, так и верхнего слоя;
  • РПП-300 используется только как подкладочный слой;
  • РКК-400 чаще других используется в качестве верхнего слоя при обустройстве кровель, обладает неплохой устойчивостью к негативным атмосферным воздействиям.

Рубероид продается в рулонах длиной 10-15 м и шириной 1-1,1 м.

№4. Материал основы рубероида

Традиционный рубероид, используемый в качестве кровельного материала в течение многих лет, создается на основе специального картона, и это его слабое место. Когда битумное покрытие теряет свои основные полезные свойства, а посыпка исчезает, рубероид приходится менять. Чтобы повысить долговечность, сегодня, кроме картона, в качестве основы для рубероида используют:

  • стекловолокно;
  • полимерные материалы;
  • асбест.

В качестве покрытия может быть использован не только битум, но и деготь, смесь дегтя и битума, полимеры и битумно-полимерные смеси. Применение новых материалов в качестве основы и покрытия привело к появлению современных видов рубероида. Они стоят дороже, но обладают отличными эксплуатационными качествами и требуют детального рассмотрения.

№5. Современные виды рубероида

Наибольшее распространение получили такие современные разновидности рубероида:

  • рубемаст – достаточно популярный рулонный кровельный материал, является усовершенствованной версией традиционного рубероида. Он отличается наличием более толстого слоя битума снизу картона, а за счет добавления пластификаторов и присадок получает улучшенные эксплуатационные качества. Это дешевый материал, который может прослужить до 15 лет, он пластичный, устойчивый к трещинам;
  • стеклоизол имеет то же строение, что и обычный рубероид за одним исключением – вместо картона используется стеклохолст или стеклоткань. В качестве защитного слоя используется атактический полипропилен. Получается прочный, гибкий и эластичный материал, устойчивый к гниению, высоким и низким температурам (выдерживает температуры от -45 до +100 о С), с отличными тепло- и звукоизоляционными свойствами. Может быть кровельным и подкладочным. Чтобы воспользоваться всеми преимуществами материала, необходимо соблюсти все нюансы монтажа, а это под силу только профессионалам;
  • самоклеющийся рубероид. Этот материал появился на рынке совсем недавно, он не требует разогрева при укладке, так как нижняя часть такого рубероида выполнена из специального вещества, прикрытого защитной пленкой. Монтаж материала очень прост, не требует тщательной подготовки поверхности крыши. Цвет материала темно-серый, используется там, где нет возможности использовать открытое пламя. Срок службы не самый высокий – до 10 лет;
  • толь. В основе материала также кровельный картон, но пропитывается он каменноугольными или сланцевыми дегтевыми продуктами, имеет минеральную посыпку, выпускается в рулонах. Толь обладает высокой биостойкостью, отличными гидро- и пароизоляционными свойствами. Материал рекомендуют укладывать в несколько слоев, чтобы добиться более продолжительного срока эксплуатации, ведь толь еще менее долговечен, чем традиционный рубероид. Сегодня он используется, в основном, как временное покрытие кровли;
  • пергамин. В его основе кровельный картон, пропитывается мягким нефтяным битумом, обладает улучшенными по сравнению с обычным рубероидом эксплуатационными качествами. Применяется как самостоятельный кровельный материал, как часть кровельного пирога, иногда даже используется для гидроизоляции фундамента. Долговечность около 12 лет;
  • гидроизол изготавливается на основе асбестовой бумаги с пропиткой нефтяным битумом. Используется как самостоятельный кровельный материал, может применяться для покрытия трубопроводов. Выдерживает температуры до +80 о С, цвет – черный;
  • бронированный рубероид – разновидность обычного рубероида, отличается более высокой плотностью используемого картона (его плотность 500г/м 2 и выше) и цветной посыпкой. Такой материал более устойчив к воздействию ультрафиолетовых лучей, его срок службы достигает 15 лет;
  • унифлекс – полимерно-битумный материал, производится с использованием каучука, благодаря которому достигается отличные показатели морозо- и теплостойкости. Основа – стеклохолст, полиэстер или стеклоткань. Может использоваться как самостоятельный кровельный материал, в составе кровельного пирога, для обустройства вентилируемых кровель, срок службы до 25 лет;
  • армированный рубероид производят на основе стеклохолста, который укрепляется специальной сеткой и покрывается битумно-полимерным составом. Материал обладает повышенной устойчивостью к механическим повреждениям, может выдерживать серьезные нагрузки, которые за счет армирования равномерно распределяются по всей площади. В качестве посыпки используется гранит или сланец. Такой рубероид не подвержен образованию грибка, обладает высокой адгезией к разного рода основаниям, один его слой заменяет 3-4 слоя обычного рубероида. Срок службы достигает 18 лет;
  • изоспан и бикрост могут быть использованы только для гидроизоляции или в качестве подкровельной пленки.

Все современные виды рубероида на основе из стекловолокна или полимера часто объединяют в группу еврорубероидов. К последним иногда относят жидкий рубероид или жидкую резину. Этот материал получают на основе из смеси битума, полимеров, резины, пластификаторов и минеральных добавок, он наносится на поверхность валиком или распылителем, образуя бесшовную и легко ремонтируемую поверхность.

№6. Способ монтажа рубероида

В зависимости от особенностей используемых при производстве веществ рубероид может монтироваться разными способами. По типу монтажа рубероид делят на такие типы:

  • наплавляемый. К данному типу принадлежит традиционный рубероид и все современные материалы с покрытием из битума. Ранее для укладки рубероида использовали только такой вариант. Монтаж заключается в нагревании нижнего слоя битума газовой горелкой, он плавится, становится клейким и эластичным, за счет чего и происходит его фиксация к крыше. Во время укладки выделяются токсичные вещества, присутствует большой риск ожогов, необходимо использовать специальное оборудование;
  • самоклеящийся. Материал уже был упомянут выше, монтаж осуществляется за счет наличия клеевого покрытия на нижней части рубероида. Ничего нагревать не придется, нужно только снять защитную пленку и прижать материал к основе;
  • наливной. Наносится пульверизатором, валиком или кистью. Горелку использовать ненужно, монтаж и ремонт поврежденного покрытия осуществляется просто.

№7. На что нужно обратить внимание при покупке?

При покупке рубероида необходимо внимательно его осмотреть:

  • на каждом рулоне должна быть маркировка, по которой можно судить и возможной сфере использования материала. Кроме того, рубероид должен иметь отметку о соответствии ГОСТу 10923-93;
  • материал не должен иметь трещин, складок и разрывов. Допускаются трещины только на кромке и длиной не более 2 см;
  • в разрезе рубероида не должно быть светлых участков и участков без пропитки, слой пропитки должен быть равномерным;
  • рулоны должны упаковываться в плотную бумагу и транспортироваться на специальных подставках.

№8. Крупные производители рубероида

На строительном рынке рубероид представлен, в основном, продукцией отечественных производителей. В условиях высокой конкуренции каждый изготовитель старается внедрять передовые технологии в свое производство и повышать качество продукции.

Крупнейшие отечественные производители рубероида:

  • группа компаний «ТехноНИКОЛЬ» включает в себя несколько производственных площадок по всей стране. Все предприятия оснащены современными компьютеризированными технологическими линиями, действует научно-исследовательская лаборатория, которая производит контроль выпускаемой продукции. Выпускается традиционный рубероид, бикрост, пергамин, рубемаст, унифлекс и прочие материалы.
  • ОАО «Омсккровля». Предприятие работает с 1970 года, использует в качестве сырья западносибирскую нефть. Выпускаемая продукция прошла проверку временем, соответствует самым строгим стандартам качества, поэтому используется не только во всех регионах России, но и за рубежом. Завод производит традиционный рубероид различных модификаций, рубемаст и пергамин;
  • ООО «Югстройкровля» — относительно молодая компания, которая успела стать одним из крупнейших производителей рулонных кровельных материалов в южном регионе. Производитель изготавливает различные виды рубероида, современные наплавляемые покрытия на основе стекловолокна, в т.ч. рубемаст и стеклогидроизол;
  • ЗАО «Мягкая кровля» — самарский завод с более чем 80-летней историей. Входит в число ведущих отечественных предприятий по производству рулонных кровельных материалов. Продукция применяется в промышленном и гражданском строительстве во всех регионах страны. Выпускает традиционный рубероид разных марок, а также армированный рубероид и пергамин;
  • ЗАО «Многоотраслевая производственная компания «КРЗ» — рязанское предприятие с многолетней историей. Когда-то оно обеспечивало рубероидом всю центральную часть России, со временем ассортимент выпускаемой продукции был расширен другими кровельными материалами. Сегодня это высокотехнологичное предприятие, оснащенное современными производственными линиями. Среди прочего тут выпускают рубероид разных марок, пергамин и рубемаст.

Несмотря на появление и широкое распространение многих других кровельных материалов, рубероид продолжает пользоваться стабильно высоким спросом. Современные его виды позволяют недорого обустроить долговечную, надежную и прочную кровлю.

Какой рубероид для крыши лучше выбрать, марки, характеристики, способы укладки

Благодаря невысокой стоимости, простоте укладки и приемлемым эксплуатационным характеристикам, различные виды мягких кровельных материалов получили самое широкое распространение. Несмотря на большое количество различных модификаций этих материалов, активнее всего используются различные виды кровельного рубероида.

Марки кровельного рубероида: расшифровка и описание, цена за рулон

Для правильного выбора необходимой марки кровельного рубероида нужно знать, какую информацию может дать расшифровка обозначения того или иного кровельного материала. Согласно ГОСТу 10923-93, маркировка составляется следующим образом:

  1. Первая буква обозначает тип: «Р» – простой рубероид, «РЦ» – с цветными добавками;
  2. Вторая буква характеризует рекомендуемую область использования: «К» – кровельный, «П» – подкладочный, «Э» – эластичный.
  3. Третья буква соответствует типу присыпки: «К» – крупная фракция, «М» – мелкая фракция, «П» – пылевидная, «Ч» – чешуйчатая, «Ц» – цветная.
  4. Цифрами обозначают удельный вес картонной основы. Этот показатель измеряется в г/м 2 , чем выше его значение, тем больше механическая прочность рубероида.

В качестве примера, расшифруем основные технические характеристики основных марок рубероида для крыши, в каждом конкретном случае.

РКП-350 А, РКП 350 Б. Материал представляет собой рубероид простой, кровельный, тип присыпки пылевой, плотность картонного основания 350 г/ м 2 . Площадь 15 м 2 . Используется для верхних слоев кровельного пирога.

РКК-420 А, РКК-420 Б, РКК-350 Б: рубероид обычный, кровельный с крупнозернистой присыпкой на лицевой стороне и пылевой с изнаночной. Применяются для финишного слоя. Площадь покрытия 10 м 2 .

РКЧ-350 Б: кровельный рубероид на картонном основании марки 350 Б. Лицевая поверхность обработана чешуйчатой присыпкой, тыльная – пылевидной. Назначение – верхний слой мягкой кровли.

В зависимости от модификации и предприятия-производителя зависит цена кровельного рубероида, и может колебаться в пределах от 290 до 370 руб. В настоящее время наибольшим доверием пользуются такие производители как:

  • Гидрол-Руфинг;
  • Балаковорезинотехника;
  • Бласто;
  • Акваизол.

Эти компании давно производят кровельный рубероид, технические характеристики которого полностью соответствуют ГОСТу 10923-93, и зарекомендовали себя с самой лучшей стороны.

Технические характеристики кровельного рубероида

Ниже приведена таблица со сравнительной характеристикой механических свойств наиболее часто применяемых марок рубероида.

РКП-350

Обозначение

Единицы измерения

Теплостойкость на продолжении 2 часов

Устойчивость к разрыву

Водостойкость при давлении 0,01

Площадь одного рулона

Рубероид РКК-400

Обозначение

Единицы измерения

Теплостойкость на продолжении 2 часов

Устойчивость к разрыву

Водостойкость при давлении 0,01

Площадь одного рулона

Независимо от марки, ширина рулона кровельного рубероида может быть 1000, 1025 и1050 мм. В зависимости от толщины материала и типа присыпки, длина рулона в раскатанном состоянии различается. При использовании крупнозернистой присыпки она составляет 10 м, с пылевой присыпкой – 15 м. Масса рулона колеблется в пределах 25 – 30 кг.

Вес рубероида 1м2 при разборке

Основным фактором, определяющим массу 1м 2 кровельного пирога, является количество слоев. Если возникла необходимость демонтировать старый рубероид с крыши, технические характеристики которого не обеспечивают надлежащей гидроизоляции, этот показатель имеет важное значение, именно от него зависит трудоемкость работ и тип автотранспорта, необходимого для вывоза мусора.

Теоретический метод определения массы 1м 2 при разборке основан на определении количества слоев кровельного пирога с учетом клеящих мастик, использованных при монтаже. Как правило, определить вид рубероида используемого для каждого слоя несложно. Умножая массу на количество слоев и учитывая вес мастики, определяется вес рубероида 1м 2 при разборке.

Более точный метод – экспериментальный. Для этого в трех произвольных местах вырезают квадраты 10х10 см до бетонного основания. После этого все три образца взвешивают, получают среднее значение массы существующего настила. Полученный результат пересчитывают с учетом площади. Этот метод дает результат максимально приближенный к реальному весу 1м 2 демонтируемой кровли.

Какая марка рубероида лучше для крыши

Необходимую модификацию рубероида для мягкой кровли необходимо выбирать с учетом климата и интенсивности механических нагрузок. В зависимости от материальных возможностей и предъявляемых требований, подбирается подходящий вид и марка.

Какой рубероид лучше для крыши, следует обратить особое внимание на Еврорубироид. Этот материал является самым прочным и эластичным видом мягкой кровли. Несмотря на то, что его стоимость существенно выше аналогов, эксплуатационные свойства еврорубероида полностью компенсируют этот недостаток. Как и у стекломаста, основой является стекловолокно, однако в состав битумной пропитки дополнительно включены синтетические каучуки, что значительно увеличивает гидроизоляционные свойства. Средний срок службы крыши из еврорубероида составляет от 20 до 30 лет.

Способы укладки рубероида на крышу

Как в индивидуальном строительстве, так и при возведении многоэтажек и больших промышленных объектов, наиболее распространены следующие способы укладки рубероида:

Наплавление подразумевает прогрев нижнего слоя газовой горелкой до 160-170 0 С. Такая температура расплавляет нижний слой битумной мастики, что обеспечивает прочное сцепление рубероида с основой.

Наклеивание Самоклеящиеся рулоны имеют на нижней поверхности защитную пленку, предохраняющую клей от преждевременного высыхания. Прежде чем приступить к настилу, необходимо тщательно очистить основу от пыли и других загрязнений, кроме этого, поверхность должна быть абсолютно сухой. После снятия защитного слоя материал разравнивается специальным валиком.

Механическое крепление применяется чаще всего для деревянной основы. Материал можно фиксировать с помощью степлера или специальных гвоздей. По окончании работ места крепления обрабатывают силиконовой мастикой или другим гидроизоляционным составом.

Если речь идет о завершающем слое, кровельный рубероид укладывают посыпкой наружу. Для промежуточных прослоек возможна укладка и посыпкой вниз, это позволяет обеспечить условия для естественной вентиляции кровельного пирога.

Как наплавить рубероид на крышу

Наплавление кровельного рубероида обеспечит качественную гидроизоляцию, если соблюдать несколько основных правил:

Основание крыши должно быть тщательно очищено от пыли и грязи и иметь прочную монолитную структуру.

Если рубероид наплавляется впервые, для улучшения адгезии основу желательно обработать битумными или полимерными составами. Такая обработка не только улучшает сцепление рубероида с основой, но и повышает гидроизоляционные свойства крыши.

При прогреве горелкой нижнего слоя не следует допускать чрезмерного расплавления материала. Для качественного наплавления кровельного рубероида за один прогрев рулон раскатывают от 20 до 30 см. Перекрытие между соседними полосами должен составлять 10-12 см.

Оптимальным температурным режимом для укладки мягких кровельных покрытий является теплое время года, когда воздух прогревается до +20 0 С и более. С повышением температуры возрастает пластичность материала. Понижение температуры ниже -5 0 С гибкость заметно снижается, что приводит к общему ухудшению качества кровельного пирога.

Как разрезать рулон рубероида не разматывая

Независимо от того, какой инструмент имеется в наличии, существует несколько общих правил для порезки рубероида в рулоне. Прежде всего, в пропил желательно постоянно подавать холодную воду, это значительно уменьшит залипание любого режущего инструмента. Не следует производить порезку «с одной установки», качество и точность раскроя будет значительно выше если рулон вращать в процессе порезки. Не нужно использовать быстрорежущий инструмент, это приводит к перегреву кромок пропила и залипанию режущих элементов.

Достоинства и недостатка рубероида для крыши

Кровельный рубероид используется в качестве гидроизоляции более 100 лет. За это время он зарекомендовал себя как универсальный и недорогой материал. Низкая стоимость в сочетании с простотой монтажа кровли являются основными достоинствами гибких битумных покрытий. Кроме этого, материал достаточно пластичен и обеспечивает высокие показатели гидроизоляции. Малый вес позволяет использовать кровельный рубероид для настила кровли на стропильные конструкции, обладающие низкой несущей способностью (беседки, хозяйственные постройки и т.д.).

К основным недостаткам можно отнести небольшой срок службы недорогих модификаций (в среднем от 3 до 5 лет) и невысокую прочность настила. Кроме этого, материал легко воспламеняется.

Какой кровельный рубероид является самым бюджетным вариантом для устройства крыши, следует определить до начала кровельных работ. Использование дорогих разновидностей этого материала обеспечивает достаточно долгий срок службы (от 15 до 20 лет). Простота укладки позволяет производить работы самостоятельно, что значительно экономит средства.

Несмотря на вышеперечисленные достоинства, для жилого дома все же лучше использовать кровельный материал более высокого класса.

Ссылка на основную публикацию