Что мы напрасно боимся использовать в своем интерьере: 3 мифа

Разрушаем мифы: 14 стереотипов в дизайне интерьера

Дизайн интерьера окружен множеством мифов и стереотипов, вера в которые делает все квартиры похожими друг на друга. Пришла пора разрушить старые правила! Перед вами 14 неверных утверждений о дизайне.

Миф 1. Главное — соответствие

Интерьеры, в которых расставлена мебель из одной коллекции, а подушки идеально подобраны по цвету к обоям, напоминает картинку из рекламного каталога. Если вы хотите жить в уникальном и уютном интерьере, позвольте себе небольшие отклонения в сторону дисгармонии.

Миф 2. Детям подходят только светлые яркие цвета

Конечно, нам хочется украсить детскую комнату яркими, жизнерадостными цветами! Но спросите, что хочется самому ребенку? Возможно, стоит расширить горизонты и согласится на серый, золотой, медный и даже черный.

Миф 3. Выбор оттенков при дневном свете

Выбирая оттенке для стен и мебели, мы рассматриваем их при дневном свете. Однако, чтобы восприятие было полным, декораторы советуют взглянуть на каждый образец при разных условиях освещения. Особое внимание уделите искусственным лампам и приглушенной ночной подсветке.

Миф 4. Только одна привлекающая внимание деталь

Традиционные представления о дизайне интерьеров предполагают использование всего одной крупной детали, вокруг которой координируются все остальные. К примеру, большая картина во главе гостиной и различные нейтральные элементы, подчеркивающие ее превосходство.

Сегодня не нужно выбирать один самый красивый объект — пусть их будет несколько, в разных углах комнаты. Кроме картины, можно украсить гостиную мольбертом, большим букетом цветов и так далее.

Миф 5. Во всем должна быть симметрия

Приверженцы симметрии убеждены, что две кровати нуждаются в двух светильниках, двух прикроватных тумбочках, двух зеркалах. Добавьте немного шероховатостей в ваш интерьер — это поможет сделать его уникальным.

Миф 6. Потолок должен быть белым

Делая ремонт, мы в первую очередь белим потолки, и при этом не задумываемся о том, гармонично ли белый цвет будет смотреться с остальным интерьером. Цветные потолки, подходящие по оттенку к стенам или шторам, способны расширить стены и привнести ощущение уюта.

Миф 7. Нейтральные оттенки — это скучно

Вы избегаете бежевых оттенков, потому что считаете, что их используют люди, лишенные воображения? Посмотрите, сколько прекрасных тонов бежевого можно найти: верблюжий, песочный, персиковый, золотой и многие другие. Такое сочетание обречено на успех.

Миф 8. Маленькая комната требует маленькой мебели

Считается, что для небольшой комнаты следует выбирать миниатюрную мебель. Однако подумайте: сможете ли вы чувствовать себя комфортно на двухместном диванчике или односпальной кровати? Приобретите мебель подходящего размера, а затем гармонизируйте ее — например, с помощью небольшого журнального столика.

Миф 9. Хотите увеличить комнату — покрасьте стены в белый

Классический прием, позволяющий увеличить комнату — это белые обои или краска для стен. Дизайнеры советуют: не нужно бояться ярких красок.

На фото ниже изображен необычный прием, позволяющий создать в комнате дополнительный объем: полоса темного цвета, соседствующая с ярким, почти кислотным оттенком. Восторг гарантирован!

Миф 10. Расположение мебели вдоль стен

Диван, как правило, является самым большим предметом мебели в гостиной. Поэтому чаще всего его располагают у стены, чтобы тем самым освободить место в центре. Такой прием почти всегда выглядит скучно (мы говорим о комнатах больше 18 квадратов — понятно, что в более мелких помещениях поставить диван больше некуда).

Попробуйте поставить диван на некотором расстоянии от стены или в центре комнаты. Сзади можно расположить консольный столик или книжный шкаф.

Миф 11. Всегда необходим яркий акцент

Считается, что черно-белые интерьеры выглядят эффектно только тогда, если к монохромной расцветке прибавлена яркая нотка — например, красный или фиолетовый.

Однако, если вы приверженец минимализма и нуждаетесь в спокойном, но стильном интерьере, будьте уверены: прекрасный дизайн можно создать, даже имея в запасе только черный и белый.

Миф 12. Нельзя смешивать принты

Еще пять лет назад считалось, что разные принты в одной комнате дают ощущение «неубранности» и делают интерьер несколько колхозным. Сегодня от этого стереотипа можно отказаться. Правда, сочетая различные принты, позаботьтесь о цветовой гармонии.

Миф 13. Темные стены уменьшают пространство

В теории — это верно: узкий коридор, оклеенный теплыми обоями, выглядит еще меньше, а малогабаритная кухня и вовсе превращается в каморку. Но не стоит чураться темных тонов постоянно. При должном освещении, большом потоке света из окон и светлой мебели черные стены будут выглядеть очень гармонично.

Миф 14. Пастельные интерьеры — это слишком женственно

Нежные пастельные оттенки — лимонный, небесный, светло-розовый — смотрятся просто прекрасно! К сожалению, многие не решаются использовать их в своем интерьере, боясь получить излишне «девчачий» образ дома.

Однако посмотрите, как брутально и роскошно выглядит сочетание голубого и кожаными креслами коньячного цвета. Вашему мужчине тоже понравится.

Какие еще стереотипы вы замечали в современных интерьерах? Осмотрите вашу квартиру: есть ли в ней что-нибудь из перечисленного списка?

15 бюджетных хитростей в дизайне интерьера, которые подчеркнут ваш вкус

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Истинные ценители домашнего уюта еще с юности представляли себе, каким будет дом их мечты, причем до последней мелочи. А потом они выросли, познакомились со словом «бюджет» и заключили, что фраза «я его слепила из того, что было» — это не самая глупая жизненная философия. Мы призываем вас не отказываться от планов стать хозяином стильной квартиры и уверяем, что создание интерьера с характером вовсе не обязательно должно влетать в копеечку.

Мы в AdMe.ru собрали несколько полезных советов от профессиональных дизайнеров, которые смогут применить и владельцы уже обустроенных квартир, и те, кто только приступает к ремонту.

1. Мыслите в целом, а не в частности

Даже если вы не начинаете ремонт с нуля, а задумываетесь о небольшом обновлении интерьера, помните, что жилое пространство нужно воспринимать в целом, а не только в рамках отдельно взятой комнаты. Во-первых, именно пренебрежение этим подходом приводит к тому, что квартира выглядит небрежно и дешево. Во-вторых, даже если вас полностью устраивает сочетание дизайна комнат, подумайте, не нарушат ли эту гармонию изменения даже в одной из них.

2. Добавьте шика

Несмотря на яркий эффект, который он производит, декоративный молдинг — один из самых недорогих способов придать комнате утонченный вид. Даже самостоятельная установка молдинга может оказаться весьма непыльным делом. Всего несколько лаконичных вставок придадут интерьеру совсем другой характер.

3. Подбирайте эффектную текстуру

Материалы и тона определяют атмосферу любого пространства. Старайтесь отдавать предпочтение глубоким оттенкам и благородным материалам, например вельвету. Его необязательно должно быть много — достаточно будет пары диванных подушек, которые можно сшить своими руками.

Еще один отличный текстурный акцент — ковер. Он должен быть большим, но при этом не скрывать весь пол в комнате. Рисунок ковра должен быть достаточно «дизайнерским», чтобы привлекать внимание, но при этом не конфликтовать с общим стилем комнаты.

4. Помните, новый интерьер — это хорошо забытый старый

Обновлять интерьер при помощи старых вещей — парадоксально, но вместе с тем выигрышно. Многие винтажные вещи можно не только приобрести за бесценок, но и отыскать в своем собственном гараже или у старших родственников. Самое главное — суметь отличить винтаж от обычного хлама и не переборщить с подобной любовью к истории: для «романтизации» средней по размеру комнаты достаточно будет парочки антикварных предметов. В противном случае вы рискуете не обновить обстановку, а превратить помещение в подобие музея.

Еще более бюджетный вариант — «состарить» вещи самостоятельно: придать нужный оттенок мебели и фурнитуре с помощью патины или же вооружиться парочкой бытовых средств и создать свой собственный антиквариат.

5. Не пренебрегайте цветом двери

Тщательно выбирая мебель, мы часто пренебрегаем значением двери в интерьере. А зря: обновленная и даже просто хорошо выкрашенная дверь преображает обстановку. К тому же профессиональные дизайнеры уверяют, что дверь черного или баклажанового цвета придает помещению гораздо более стильный и благородный вид.

6. Оживляйте интерьер

Даже небольшая вазочка со свежими цветами в центре стола способна задать настроение всей комнате. Если же вы не хотите заморачиваться с регулярной покупкой свежих цветов, можно украсить дом сухостоем и менять его раз в пару месяцев, чтобы не скапливалось слишком много пыли.

Не забывайте и о домашних растениях. Многие из них чудесно цветут или обладают интересной фактурой, и вы зря скрываете их за шторкой на подоконнике. Красивый и оригинальный горшок — вот и все, что вам нужно, чтобы смело поставить комнатное растение на самое видное место.

Если ни один вариант с цветами вам не близок, помните, что крупная ваза со свежими фруктами в гостиной или на кухне обладает тем же декоративным эффектом.

7. Будьте внимательны к функциональным мелочам

Один из приемов, к которому прибегают владельцы отелей, чтобы номера выглядели дороже, заключается в подборе функциональных деталей одного стиля и фактуры. Тот же самый подход можно применить и в оформлении домашнего интерьера.

Читайте также:  Как сделать квартиру нескучной: взрыв красок и открытые пространства

Обратите внимание на бытовые мелочи типа диванных подушек, пледов, банных и кухонных полотенец, шторок для душа. Одного ли они стиля, цветовой гаммы, размера, фактуры? Вам в самом деле нравятся эти предметы или вы покупали их почти не глядя, только из-за необходимости? Подумайте о них как о неотъемлемой части комнаты, в которой они функционируют.

Отнеситесь более придирчиво и к дверным ручкам, крючкам, полочкам в ванной, мыльницам и подставкам под мелочи. Вполне возможно, что кое-какие из этих вещей давно потеряли свой вид или совершенно не сочетаются между собой. Заменить их гораздо проще, чем затевать полноценный ремонт, но эффект от таких перемен обязательно будет заметен.

8. Добавьте немного искусства

Это настоящий простор для вашей фантазии. Здорово, если вы можете себе позволить приобрести настоящую картину, однако есть множество других интересных вариантов. Понравившийся вам рисунок или фото можно распечатать на холсте и самостоятельно оформить в рамку. Или же вдохновиться трендами современных роскошных интерьеров и создать свой рукописный шедевр.

Крупная абстрактная картина добавит комнате ощущение простора и легкости. Вы можете разукрасить холст полностью или частично, добавить блестки или иные декоративные элементы. Такие произведения искусства можно создавать всей семьей и менять так часто, как вам захочется.

Лучше одной большой картины может быть только три: крупный триптих (который также можно распечатать в ближайшем салоне) гарантированно произведет впечатление на гостей.

9. Соблюдайте единообразие в деталях

Один из нюансов, которые часто придают жилому пространству небрежный вид, — это не сочетающиеся между собой аксессуары. Многие привыкли не обращать внимания на такие предметы из-за их небольшого размера, однако на деле нагромождение мелких разностилевых деталей точно так же портит впечатление от интерьера, как и большой безвкусный диван.

Обратите внимание на все эти магнитики, мини-скульптуры и сомнительной пользы штучки, подаренные родственниками, коллегами и друзьями. Спросите себя: купили бы вы это себе сами? сочетаются ли эти предметы с общей обстановкой комнаты? Если на оба вопроса вы ответили «нет» — смело избавляйтесь от них или убирайте подальше в шкаф на хранение.

Хороший способ наполнить дом аксессуарами — это отдать предпочтение вещам ручной работы. Они уникальны, обладают собственным характером, их можно коллекционировать и заказывать точно под тот стиль, который вы хотите видеть у себя дома.

Ничего подобного: 8 мифов о непрактичных материалах

Российские дизайнеры — о том, чего мы напрасно боимся в своих интерьерах

Миф 1. В ванной комнате нельзя клеить обои
«То, что обои в ванной непрактичны, непременно потеряют вид, отклеятся и под ними заведется грибок — это заблуждение, — уверяет архитектор Сергей Симутин. — Ни от одного заказчика в моей практике не было нареканий. На одном из объектов обои в ванной держатся уже девять лет без ремонта и выглядят как новые».

Важно: Для ванной нужно выбирать только моющиеся обои: виниловые или стеклообои. Они бывают разных цветов и текстур. На фото — винил с имитацией кожи. Обои с бумажным верхом обязательно покройте специальным лаком для защиты от влаги. А вот стены вокруг ванны лучше все же отделать плиткой. На вопрос, можно ли поклеить в туалете обои, однозначный ответ — да.

Миф 2. Пробка — непрактичный материал
Дизайнер Ирина Кашаева считает это заблуждением: «Сегодня замковую пробку производители покрывают более практичными лаками, чем 10 лет назад, поэтому стелим ее и в прихожих, и кухнях. Даже в ванной комнате этот материал работает лучше кафеля: она теплая, отражает звук, нет плесени и конденсата, не видно солевых пятен и разводов. Ее можно комбинировать хоть с мозаикой, хоть с фресками».
Для ванной выпускают специальный пробковый пол на водостойкой основе .

Важно: «Пробка непрактична на стенах, если в доме есть коты», — предупреждает архитектор Ольга Казанцева. Настенные покрытия нежнее напольных — п робковый пол покрыт лаком горячего нанесения , поэтому животные не могут его поцарапать.

Миф 3. Оформление стен тканью решение для богатых и непрактичных
«Ткани, наклеенные на стены, очень практичны и служат десятилетиями, — уверяет архитектор Максим Харитонов. — Они не впитывают запахи, скрывают дырки от картинок и трещины в стене. Всегда нарядны и уникальны. Можно снять, постирать и обратно наклеить». Помимо оклейки (используется клей для текстильных обоев) есть еще один способ отделать стены тканью — закрепить на «подрамнике» словно холст. Полотно сверху и снизу натягивается на две тонкие рейки, вмонтированные в штукатурку. Отступ ткани от стены — 1 — 2 мм. Этот способ используется, когда нужно скрыть неровности.

Важно: Любые ткани отлично задерживают мелкую пыль, поэтому пылесосить стены нужно не реже раза в неделю.

Миф 4. Краска не подходит для ванной комнаты
«Сейчас существуют полимерные защитные составы для окрашенных стен, так что им не страшна ни влага, ни уборка. А выходит дешевле плитки», — говорит дизайнер Евгения Шокогоуи, дизайнер-проектировщик ST-buro.

Важно: Для стен в ванной годится не всякая краска, а лишь акриловая, силиконовая или латексная. Будьте готовы к тому, что через несколько лет ее придется обновлять. На внешний вид окрашенных стен влияет и то, насколько хорошо работает вентиляция.

Миф 5. Крупная плитка годится только для пола
«Часто приходится доказывать заказчикам, что на самом деле это не так — плитка крупного формата очень даже годится для стен», — рассказывает Ольга Карпова, дизайнер HD Studio. Никаких технических проблем, чтобы оклеить стены даже крупноформатной — более 60 см по ширине или длине — плиткой нет. На самом деле, это вопрос дизайна. Чем крупнее плитка, тем меньше швов — и более просторным кажется помещение. Мелкая плитка, напротив, «давит», поэтому ее порой комбинируют с крупной.

Важно: Для маленькой ванной лучше выбирать плитку среднего размера. Во-первых, она дешевле (по цене квадратного метра). Во-вторых, от крупной останется много обрезков (углы, короба, ниши и т.п), да и добиться симметрии будет непросто.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Хороший вопрос: Как выбрать размер керамической плитки для стен

Миф 6. В доме не должно быть « пылесборников »
Их наличие в квартире зачастую хозяева допускают осознанно. «Непрактичное в отношении пыли решение может быть для кого-то интересным, — говорит дизайнер Ольга Савченко. — Например, есть люди, которым очень нравятся балдахины над кроватью, и есть те, кто считает их пылесборниками. То же можно сказать про лепнину, текстиль, любые декоративные панно, рейки, кирпич».

Важно: Если вам нравятся открытые полки, тяжелые портьеры, ковры, книги, мягкие игрушки и мелкие сувениры, делайте уборку чаще. Главное, выберите хороший пылесос.

6 мифов о дизайне интерьера в которые не стоит верить

Большинство людей знают о дизайне интерьеров из телепередач и модных журналов. Это что-то дорогое, странное, предназначенное для известных людей. На самом деле, это всё стереотипы. Красивое и продуманное пространство – не роскошь, а необходимая для каждого вещь.

Дизайн интерьера – это дорого и долго

От услуг дизайнера отказываются по двум причинам: дорого и долго. В ТВ-передачах показывают диваны, стоимостью в месячную зарплату, отделку из редких материалов. Всё это сопровождается словами «дизайнерский», «эксклюзивный», «ручной сборки». При желании и достаточном бюджете дизайнер подыщет лучшую мебель со всего мира. Но если заказчик собирается обустраивать интерьер из продукции местных строительных гипермаркетов и бюджетных мебельных, то задача специалиста – уложиться в названную сумму.

Важно. Частные специалисты предлагают услуги по демократичным ценам. Кроме того, можно не заказывать ненужные услуги, например, визуализацию или дизайнерский надзор.

Если заказчик знает, что он хочет получить от комнаты или дома, то дизайнеру незачем месяцами придумывать проект. Несколько продуктивных встреч – и всё готово. А нюансы можно обсудить по телефону или в мессенджерах.

Дизайнер нужен только для элитных журнальных интерьеров

Первейшая задача дизайнера – сделать пространство удобным для жизни заказчика. Это заключается в подборе удобного дивана для длительного просмотра телевизора, расчёта нужного количества розеток в кухне для любителей готовить, подбор стойких и немарких материалов для владельцев домашних питомцев, выбор мебели правильных размеров для маленьких квартир. Специалист учитывает множество мелочей, которые незаметны большинству людей. Грамотно спроектированное пространство существенно повышает качество жизни владельца.

Задумки дизайнера редко можно воплотить усилиями строителей

Считается, что дизайнер интерьеров – творческая профессия, близкая к художественной. Создаётся красивый эскиз или визуализация идеального интерьера. Потом на это смотрят рабочие, которые непосредственно будут выполнять ремонт, и смеются. Ни один специалист не будет жертвовать функциональностью помещения ради выполнения непрактичных личных хотелок. Никто не будет заставлять ломать опорные стены дома ради создания модной студии.

Важно. В идеале, дизайнер разрабатывает проект вместе с рабочими. Таким образом сразу становится понятно, что можно легко осуществить, а от каких идей нужно отказаться. Кроме того, опытные ремонтники умеют определять проблемы помещений и дают ценные рекомендации по дизайну.

Все предметы интерьера должны идеально сочетаться

Считается, что в дизайне всё должно быть выверено до оттенков и форм декора. Мебель из одной коллекции, подушки и шторы из одной ткани. И даже декоративные свечи и рамки для фотографий строго определённой геометрии. На самом деле, все модные издания пропагандируют идею постоянных экспериментов. Собрать всю комнату из предметов разных форм и цветов или купить одно очень выбивающееся из стиля кресло – всё это делает интерьер по-настоящему индивидуальным. Собрать разнородную мебель в единый стиль – непростая, но интересная задача.

Читайте также:  Красивые стеклянные солярии, идеальное дополнение к современным домам: 2 примера архитектурных решений

Белый цвет непрактичен, темный превращает дом в подвал

Любой цвет, нравящийся хозяевам, практичен и уместен. Современные покрытия легко очищаются, поэтому белые интерьеры так и останутся белыми. Кроме того, именно это цвет служит «холстом» для экспериментов. На его фоне минимальные изменения в цвете подушек или замена светлого декора на тёмный воспринимаются позитивно и интересно.

Насыщенные цвета даже в помещении без окон могут быть уместными. Следует поработать над освещением, привнести больше светлых деталей в интерьер, и помещение никогда не будет похожим на подвал. Яркие цвета разбавляются нейтральными, в природную палитру добавляются акценты. Даже самые спорные элементы могут красиво вписаться в дизайн, если задаться такой целью.

Типовым квартирам – типовые проекты

Большинство людей живут в типовых квартирах. Иногда их планировка не совсем удачна или не соответствует стилю жизни хозяев. Кроме того, у всех разные хобби, бытовые привычки, предпочтения, представления о прекрасном. Дизайн интерьера должен адаптировать пространство под нужды конкретных людей. И при этом, дом должен быть местом, где приятно находиться и ничего не раздражает. Типовые интерьеры подойдут не всем.

10 приемов для дизайн интерьера, которые я не использую (1 видео)

Мох в интерьере: развеиваем мифы и снимаем страхи

Главная / Советы и идеи / Дизайн и Декор / Мох в интерьере: развеиваем мифы и снимаем страхи

Айна Sat, 05 Oct 2019 08:30:03 +0300

Многие, изучая в журналах или в Интернете фотографии композиций из мха, опасаются, не засохнет ли это чудо прямо на стене, не сгниёт ли. А вдруг через пару недель он начнёт сыпаться или насекомые совьют в нём мягкое и пушистое гнездо? Наталия Анисимова помогла нам разобраться с самыми распространёнными мифами.

Наталия Анисимова, специалист по фитодизайну

Руководитель компании MyMicrogreen, декоратор-оформитель, организатор мастер-классов по созданию интерьерных композиций, партнёр премии «Столичный банкет».

Миф № 1: мох сгниёт прямо на стене

Может ли в действительности сгнить мох, который нам предлагают использовать в дизайне помещений? Да, если в нём не остановлены биологические процессы. Но стабилизированный мох в интерьере будет радовать вас долгие годы, не теряя своей декоративности, если его обрабатывали профессионалы, не нарушая технологии. К сожалению, в этой сфере появляется всё больше дилетантов, единственная цель которых — заработать больше денег и «раствориться в тумане», поэтому обращаться лучше в компании с хорошей репутацией, богатым портфолио, множеством довольных клиентов.

Миф № 2: мох не приживётся

Мох не может не прижиться по простой причине: он «спит». Все биологические процессы в нём остановлены. Можно считать состояние стабилизированного мха «криогенной заморозкой». Вся жидкость из растения вытягивается, а вместо неё закачивается специальный раствор, благодаря которому растения в интерьере становятся неприхотливыми, но визуально живыми.

Миф № 3: заведутся мошки или другие насекомые

Мох не привлекает насекомых. Над ним не кружат мошки, не заводятся жуки, так как все биологические процессы в нём остановлены.

Миф № 4: мох пожелтеет или почернеет

Какого цвета мох в интерьере? В большинстве случаев заказчики для оформления помещений выбирают мох сочного зелёного цвета — в природе он обычно серо-белый. Если вам не хватает цвета или акцента в дизайне, можно выбрать мох любого оттенка — его окрашивают безопасными красками на производстве. Именно тот цвет мха, с которым он появится на ваших стенах, и будет радовать вас весь период службы растения. Ни почернеть, ни пожелтеть, ни посереть правильно стабилизированный мох не может. Важно отметить, что к плесени и грибку он тоже устойчив.

Миф № 5: мох начнёт собирать пыль

Не беспокойтесь! Ваше панно из мха на стене не превратится в «пылесборник», потому что стабилизированный декоративный мох отталкивает пыль благодаря своей плотности и текстуре. Пыли он собирает не более, чем штора в ванной. Но если вы всё-таки её найдёте, можете нежно смахнуть пипидастром.

Миф № 6: за мхом нужно ухаживать

Нужен ли уход за зелёным панно в интерьере? Нет. Стабилизированный мох не нуждается ни в поливе, ни в стрижке, ни в обрызгивании, ни в удобрении.

Миф № 7: стабилизированный мох — это искусственный мох

Стабилизированный мох — самый что ни на есть натуральный. Просто «спящий». Благодаря специальным технологиям стабилизированные растения не теряют своей упругости, красоты, мягкости и оттенков. В «спящем» состоянии они будут радовать вас до 10 лет.

Миф № 8: мох погибнет без света

Мху не требуется солнечный свет, процессы роста в нём остановлены. Его с лёгкостью можно применять даже для оформления подвальных помещений. Ни естественных, ни искусственных источников света мху не требуется. Но при желании подчеркнуть красоту панелей или иных композиций из мха можно использовать декоративное освещение.

Миф № 9: мох опасен для здоровья детей, аллергиков, домашних животных

Если вы решили, что вашему интерьеру остро необходим экодизайн, одной из первых мыслей, скорее всего, будет эта: а не опасен ли стабилизированный мох? Можете смело украшать им интерьер — мох не опасен для здоровья, не вызывает аллергии, не токсичен. Важно, что питомцы обычно мхом интересуются не более, чем картинами на стенах.

Миф № 10: мох засохнет

Стабилизированный мох не сохнет и не осыпается. Но в период отопительного сезона и при близости к отопительным приборам (композиции с мхом следует размещать подальше от них) он может слегка утратить свою мягкость и упругость. Не паникуйте и не вздумайте трогать и лихорадочно поливать стабилизированный мох — этим вы ему только навредите. Лучшее, что вы можете сделать, — повысить уровень влажности в помещении. Помните, что стабилизированное растение самостоятельно восстанавливает свою мягкость, как только показатели влажности в помещении возвращаются в норму.

Неочевидная сторона эффекта Даннинга — Крюгера

Многие люди думают, что понимают суть эффекта Даннинга – Крюгера, прочитав его описание где-нибудь в википедии или на любом другом популярном ресурсе. Однако в силу своего низкого уровня квалификации в области социологии часто оказывается так, что они совершенно недооценивают глубину и разнообразие форм его проявления, причём даже у самих себя. Даже читая про этот эффект они не осознают, как далеки от понимания его реального смысла, испытывая в точности то когнитивное искажение, о котором говорится в описании, которое они читают. В социологии есть вещи, осмысление которых требует понимания того, что осмысляешь. О подобных «замыканиях» я буду говорить довольно часто, поскольку они составляют основу наших научных исследований в «Социальном Лесничестве».

Суть эффекта Даннинга – Крюгера, казалось бы, проста: человек в силу своей низкой квалификации в чём-либо склонен переоценивать своё понимание вещей в этой области и при этом не осознаёт свой низкий уровень квалификации. Выражаясь афоризмами, можно сказать то же самое словами Бертрана Рассела:

Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности.

Истинное знание — в том, чтобы знать пределы своего невежества

Ф. М. Достоевскому приписывают также фразу вроде такой:

Дурак, который понял, что он дурак, уже не дурак.

Подобных фраз много. И вот, прочитав такую, наш читатель уже думает, что раз он понимает заложенный в неё смысл, то он уже точно не дурак, что он обладает знанием и понимание настолько, что к нему подобные фразы применять бессмысленно. Удивительно то, что смысл подобных фраз понимают почти все… и почти все думают, что к ним всё это не относится. И почти ко всем как раз относится.

Наша проблема со стороны выглядит примерно так: человек прочитал что-то про эффект Даннинга – Крюгера, проникся мыслью, согласился с ней, быстро нашёл примеры из своей жизни, как он безуспешно пытался объяснить что-то человеку, который ничего не понимает в некоторой области, но упорно пытается спорить, а может быть и себя вспомнил, как он думал, что в чём-то разбирается, пока на самом деле не начал разбираться. Человек этот думает, что понял суть феномена, научился его распознавать и следить за тем, чтобы самому не оказаться его жертвой… и тут же становится очередным образцом, по которому данный эффект можно изучать. Почему? Потому что в силу своей низкой квалификации в области социологии он не видит, что суть данного метакогнитивного искажения гораздо серьёзнее, чем в этих поверхностных описаниях. Я попробую пояснить это здесь хотя бы кратко на примерах со всё увеличивающейся сложностью обнаружения в них эффекта Даннинга – Крюгера. Чем дальше вы будете читать, тем больше вероятность, что вы ничего не поймёте. Далее пойдут абзацы текста, почти не связанные между собой сюжетом, кроме разве лишь наличия в них всё усложняющегося проявления обсуждаемого когнитивного искажения.

Читайте также:  3 стильных прихожих для вашего дома

Возьмём для начала простейший пример. Пить и/или курить вредно. Те, кто об этом не знают и делают это – яркие жертвы эффекта Даннинга – Крюгера. Многие из них при этом закусывают выпивку «соусом доктора Фокса», который выражается в советах врачей или якобы научных исследованиях. Они не способны осознать, что пить и курить вредно в силу тех же особенностей интеллекта, которые и являются причиной употребления этих ядов (кто не понял, одна из этих особенностей – тупость). То есть, грубо говоря, ситуация такая: умный человек достаточно умён, чтобы не пить и не курить по собственному выбору, а глупый не достаточно умён, чтобы самостоятельно додуматься не употреблять алкогольный и табачный яд, и не достаточно умён, чтобы поумнеть и бросить данные привычки, если они у него были. Перефразирую Ф. М. Достоевского, упомянутого вначале, – если дурак поймёт, что он дурак – он перестанет делать то, что делает его дураком (в данном примере – пить и/или курить).

Идём дальше. Взять, скажем, начинающего фотографа. Ведь не даром по интернету ходят шутки про таких людей, что, дескать, купил зеркалку и уже считает себя профессиональным фотографом, а если купил скальпель – то уже профессиональный хирург. Ведь и правда, с хорошей профессиональной техникой фотографии и правда будут получаться на твердую «четверку с плюсом», если у человека хотя бы руки растут из плеч, а поскольку большинство не в состоянии отличить искусство от ширпотреба, такие фотографии будут оценены выше, чем они того стоят. Не понимая свою низкую квалифицированность в области фотографии, человек тоже не будет осознавать, что по сути его работы – помойка. В эту же категорию примеров попадают начинающие дизайнеры, программисты, частные строители (шабашники) и т. д.

Горе-строитель, у которого в частном доме рухнул потолок, скажет, что «надо было толще арматуру брать», но не скажет, что не сделал расчёт плиты перекрытия на распределённую и сосредоточенную нагрузку, потому что он в принципе не знал о необходимости таких расчётов, а когда его уволят, или когда горе-заказчик пошлёт его лесом, он не будет понимать за что, так как в принципе не способен осознать узость своего понимания строительной механики. Часто такая ситуация возникает с шабашниками, которые не понимают, почему им не платят за работу то, что они якобы заработали. Им невозможно объяснить, почему тот или иной элемент в строительстве они сделали неправильно, потому что у них на всё один ответ «мы так всю жизнь делали, наши деды так делали, и ничего», а фразу «расчёт балки на прогиб» они никогда и не слышали. Корче говоря, объяснить некомпетентному человеку то, что он некомпетентен, невозможно именно в силу его некомпетентности.

Я нередко наблюдал за попытками так называемых «ферматистов» предъявить своё изящное доказательство Великой Теоремы Ферма. С одной стороны, удивляет их настойчивость пропихнуть полную математическую несуразицу, а, с другой стороны, — их неспособность понять аргументы людей, которые действительно понимают математику. Фанатику-ферматисту невозможно объяснить, в чём ошибка в его доказательстве. Он будет с пеной у рта доказывать, что «научная мафия специально не хочет признавать моё доказательство…», будет обвинять математиков в том, что они сговорились и не пропускают талантливых людей в науку, чтобы не потерять свою работу и т. д. Есть довольно много таких обиженных на науку людей, которым в силу их непонимания математики невозможно объяснить, что их «доказательства» не являются доказательствами Теоремы, однако у них есть сайты, где они говорят, что вот, их обижают, их не признают… аналогично дело обстоит с другими учёными, которых сейчас модно называть «альтами» или «альтернативными учёными». Почти все они не владеют логикой, но не способны понять это, так как не владеют логикой.

Некомпетентный начальник, не понимающий основы управления, скорее всего свалит всё на подчинённых, будто это они не справляются с задачей, в то время как он не понимает (и не может понять в силу узости своих представлений), что именно он неверно наладил схему управления. Возможна и другая ситуация: подчинённые в силу своей некомпетентности в области управления будут думать, что во всём виновато управление, не понимая, что это они такие бездарные, что завалили проект. Вообще просто понаблюдайте за людьми, они часто ищут оправдания своих неудач на стороне, а заслуги объясняют именно своими личными качествами.

Здесь, кстати тоже есть интересная особенность нашего общества, попадающая в нашу тему: многие думают, что во всём виновата власть, с другой стороны считают себя достаточно компетентными, чтобы её выбирать и вообще разговаривать о политике, вести кухонные разговоры на политические темы и говорить в духе «надо было этому Путинку так сделать:…» Осознать свою некомпетентность в политической сфере эти люди не могут сами знаете почему.

По данной теме можно вообще привести множество примеров, где описываемый эффект работает в полной мере: от фанатичного увлечения футболом до коллекционирования каких-нибудь монеток, от увлечения компьютерными играми до попыток строить карьерную лестницу в официальной науке (это не все поймут, но когда-нибудь я поясню). Все люди, страдающие подобной ерундой, не способны в силу своей некомпетентности в вопросах нашего жизнеустройства осознать, что занимаются ерундой. Осознание смысла своей жизни и необходимости действовать в соответствии с этим смыслом для них является пустым звуком, потому что уровня их понимания хватает только на ерунду.

Есть такая популярная шутка про марксистов. Марксистов не существует. Человек, который понимает марксизм, никогда марксистом не будет, а тот, который не понимает, марксистом не является. Эта шутка содержит в себе обсуждаемый нами эффект, но она очень не понравится «марксистам»… они её не поймут… сами знаете почему.

Гораздо более сложным является непонимание последствий своих решений в жизни. Есть такое наблюдение, что люди не понимают причины происходящего с ними. Например, человек живёт в плохих условиях, постоянно должен торчать на работе ради каких-то копеек, постоянно что-то в его жизни не ладится. Он не может осознать, в чём именно причина, но часто находит «простые объяснения» тем последствиям, которые всю жизнь и разгребает, которые по сути являются всего лишь оправданиями. Скажем, женщина может найти простое объяснение того, почему она до сих пор «сильная и независимая» в фразе «все мужики козлы», одновременно с этим мужчины могут найти такое же объяснение своих неудач в другой не менее известной фразе. Вообще, любящие поплакать о своей судьбе люди – это все те, кто полностью находится под властью эффекта Даннинга – Крюгера. Осознать причину своих неудач они не могут именно потому, что причина эта – та же самая причина, которая привела их к этим неудачам, то есть неспособность мыслить и принимать правильные решения. Если бы они действительно понимали свою жизнь, не было бы и неудач, не было бы и необходимости плакать. Когда у человека что-то не ладится в жизни, далеко не всегда он способен отыскать длинную-предлинную цепочку причинно-следственных связей, которая, возможно, тянется на многие годы, и отыскать её начало. Почему? Потому что он, в силу узости своих представлений об этом мире, не знает (а если ему сказать, то не поверит), что подобные цепочки действительно существуют и их действительно нужно уметь раскручивать. Они не могут осознать, что каждое действие в этом мире имеет последствия. Причём нередко причина от следствия может отстоять на многие годы и даже десятилетие. Однако это уже сложная тема, она явно требует отдельного разговора.

Ну и последний пример на сегодня (но не последний по своей сложности) – есть люди, которые реально думают, что понимают эффекта Даннинга – Крюгера. Так вот… они его не понимают! Подумайте сами, почему. В качестве подсказки задайте себе вопрос: вот вы прочитали эту статью, и что? Вы думаете, что поняли её смысл?

Несмотря на вышесказанное, всегда есть способ «проломить» замкнутый круг, образованных эффектом Даннинга – Крюгера. То есть с одной стороны дурак не может стать умным именно потому что дурак, но, с другой стороны, люди умнеют. Из любого замкнутого социологического круга есть выход, то есть можно научиться понимать то, что для своего понимания требует это же самое понимать изначально. «Замыкания» всегда имеют точку входа и выхода. Но как же их отыскать?

Ссылка на основную публикацию